Развитие железнодорожной сети и «большой экономический рывок» в России
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-12
Аннотация
Железнодорожный транспорт оказывает весьма существенное влияние на развитие экономики и общества. Целью описанного в статье исследования является выявление с использованием методов исторического и статистического анализа взаимосвязи развития сети российских железных дорог и «большого экономического рывка», который происходил с 1885 по 1914 год и вывел страну на принципиально более высокий уровень развития.
Анализ начат с рассмотрения предшествующего периода 1861–1884 годов, в ходе которого были проведены кардинальные институциональные преобразования и создана масштабная железнодорожная сеть, соединившая между собой все основные экономические районы Европейской части России. Благодаря этому уже тогда были обеспечены высокие темпы промышленного роста, однако он был весьма волатильным.
Выявлено, что в период «большого экономического рывка» удалось реализовать не только ускорение, но и повышение устойчивости экономического развития. Эти результаты базировались на том, что к началу «большого экономического рывка» был достигнут критически важный уровень обеспеченности населения железнодорожной инфраструктурой, а в ходе его реализации продолжалось динамичное развитие железнодорожного транспорта и повышалась интенсивность использования железнодорожной сети. Важное значение имела синергия институционального и транспортно-инфраструктурного развития. Благодаря ей российская экономика в период «большого экономического рывка» стала мировым рекордсменом по темпам роста промышленного производства и производительности труда, также был достигнут значительный рост индекса развития человеческого потенциала.
Таким образом, исследование взаимосвязи развития сети железных дорог и «большого экономического рывка» в России в конце XIX – начале XX века показало важность синергии институционального и инфраструктурно-транспортного развития для успешной экономической и общественной модернизации и ключевую роль, которую сыграл в этом железнодорожный транспорт.
Об авторе
Д. А. МачеретРоссия
Мачерет Дмитрий Александрович – доктор экономических наук, профессор, первый заместитель председателя
Москва
Список литературы
1. Гольц Г. А. Культура, экономика, транспорт: пути использования взаимосвязей в прогнозировании // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 1. – С. 152–167. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9127482. Доступ 03.10.2022.
2. Вульфов А. Б. История железных дорог Российской империи. – М.: РИПОЛ Классик, 2016. – 744 с. ISBN 978-5-386-08589-6.
3. Cameron, R. A Concise Economic History of the World: From Paleolithic Times to the Present. N.Y., Oxford University Press, 1993, 496 p. ISBN 0-19-507446-7.
4. Rosenberg, N., Birdzell, L. E. How the West Grew Rich: The Economist Transformation of the Industrial World. N.Y., Basic Book, 1986, 416 p. ISBN 1850430160.
5. Chandler, A. The Visible Hand. Cambridge, Harvard University Press, 1999, 621 p. ISBN 0-674-94052-0.
6. Разуваев А. Д. История развития сухопутной инфраструктуры: техническая база и экономические аспекты. Часть I // Мир транспорта. – 2021. – Т. 19. – № 6 (97). – С. 92–102. DOI: 10.30932/1992-3252-2021-19-6-11.
7. Измайкова А. В. Волны инновационного развития железных дорог // Мир транспорта. – 2015. – Т. 13. – № 5 (60). – С. 26–38. [Электронный ресурс]: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/download/512/801. Доступ 03.10.2022.
8. Мачерет Д. А., Валеев Н. А., Кудрявцева А. В. Формирование железнодорожной сети: диффузия эпохальной инновации и экономический рост // Экономическая политика. – 2018. – Т. 13. – № 1. – С. 252–279. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-1-10.
9. Разуваев А. Д. Экономическая оценка создания, эволюции и стратегического развития транспортной инфраструктуры (на примере железнодорожного транспорта). – М.: Прометей, 2021. – 286 с. ISBN 978-5-00172-251-9.
10. Давыдов М. А. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте–Столыпина. – СПб.: Алетейя, 2016. – 1081 с. ISBN 978-5-906705-04-4.
11. Лапидус Б. М. Железнодорожный бизнес: как встать на главный путь. – М.: Принт Маркет, 2011. – 384 с. ISBN 978-5-904571-19-1.
12. Левин Д. Ю. Развитие сети железных дорог России в XIX веке. – М.: УМЦ по образованию на ж.д. транспорте, 2014. – 395 с. ISBN 978-5-89035-716-8.
13. Левин Д. Ю. Строительство Великого Сибирского пути // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18. – № 3 (88). – С. 190–213. DOI: 10.30932/1992-3252-2020-18-190-213.
14. Schenk, F. B. Russlands Fahrt in die Moderne. Mobilitat und sozialer Raum im Eisenbahnzeitalter. Stuttgart, Franz Steiner, 2014, 456 p. [Электронный ресурс]: https://www.academia.edu/9342941/Russlands_Fahrt_in_die_Moderne_Mobilität_und_sozialer_Raum_im_Eisenbahnzeitalter_Stuttgart_2014. Доступ 03.10.2022.
15. Мачерет Д. А. Создание сети железных дорог и ускорение развития страны // Мир транспорта. – 2012. – Т. 10. – № 4 (42). – С. 184–192. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=18060073. Доступ 03.10.2022.
16. Аксёненко Н. Е., Лапидус Б. М., Мишарин А. С. Железные дороги России: от реформы к реформе. – М.: Транспорт, 2001. – 335 с. ISBN 5-277-02257-0.
17. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 534 с. ISBN 978-5-7749-0877-6.
18. Александр II // Большая Российская энциклопедия. – Т. 1. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005. – С. 435–437. ISBN 5-85270-320-6.
19. Загорский К. Я. Экономика транспорта. – М.-Л.: Госиздат, 1930. – 368 с. [Электронный ресурс]: https://www.studmed.ru/zagorskiy-k-ya-ekonomika-transporta_77670b556c4.html. Доступ 03.10.2022.
20. Головачёв А. А. История железнодорожного дела в России. – М.: Издательский дом «Дело РАНХиГС», 2016. – 568 с. ISBN 978-5-7749-1167-7.
21. Голубев А. А. Концессионный расцвет российской чугунки // Отечественные записки. – 2013. – № 3 (54). – С. 271–282. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=21218781. Доступ 03.10.2022.
22. Смирнов С. В. Динамика промышленного производства в СССР и России. Часть I. Опыт реконструкции, 1861–2012 годы // Вопросы экономики. – 2013. – № 6. – С. 59–83. DOI: 10.32609/0042-8736-2013-6-59-83.
23. Сотников Е. А., Левин Д. Ю., Алексеев Г. А. История развития системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте (отечественный и зарубежный опыт). – М.: Техинформ, 2007. – 237 с. [Электронный ре сурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=23489611. Доступ 03.10.2022.
24. Цыпин П. Е., Разуваев А. Д., Ледней А. Ю. О количественной оценке создания резервов транспортной инфраструктуры // Современные экономические проблемы развития и эксплуатации транспортной инфраструктуры / Труды II Международной науч.-практ. конференции. – М.: РУТ (МИИТ), 2021. – С. 132–136. ISBN 978-5-6044050-7-9.
25. Общая теория статистики / Под ред. А. Я. Боярского, Г. Л. Громыко. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 376 с. [Электронный ресурс]: https://www.studmed.ru/boyarskiy-a-ya-obschaya-teoriyastatistiki_2338133c89b.html. Доступ 03.10.2022.
26. Мачерет Д. А. Роль плотности, мобильности населения и перемещения материальных благ в разных концепциях экономического роста // Вопросы теоретической экономики. – 2021. – № 4 (13). – С. 50–78. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2021_4_50_78.
27. История железнодорожного транспорта России, XIX–XXI вв. / Под ред. Е. И. Пивовара. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2012. – 736 с. ISBN 978-5-91045-509-6.
28. Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. – М.: Наука, 1975. – 318 с. [Электронный ресурс]: https://vas-s-al.livejournal.com/930457.html. Доступ 03.10.2022.
29. Лященко П. И. История народного хозяйства СССР. – Том II. Капитализм. – М.: Госполитиздат, 1952. – 736 с. [Электронный ресурс]: https://vas-s-al.livejournal.com/778694.html. Доступ 03.10.2022.
30. Смирнов С. В. Динамика промышленного производства в СССР и России. Часть II. Кризисы и циклы, 1861–2012 годы // Вопросы экономики. – 2013. – № 7. – С. 138–153. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-7-138-153.
31. Мизес Л. фон. Теория экономического цикла / Пер. с англ. – Челябинск: Социум, 2012. – 381 с. ISBN 978-5-91603-070-9.
32. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории / Пер. с англ. – Челябинск: Социум, 2019. – 875 с. ISBN 978-5-91603-071-6.
33. Мачерет Д. А. Экономический кризис и транспорт // Мир транспорта. – 2010. – Т. 8. – № 2 (30). – С. 4–13. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=14983800. Доступ 03.10.2022.
34. Мачерет Д. А., Епишкин И. А. Взаимное влияние институциональных и транспортных факторов экономического развития: ретроспективный анализ // Journal of Institutional Studies. – 2017. – Т. 9. – № 4. – С. 80–100. DOI: 10.17835/2076-6297.2017.9.4.080-100.
35. Столетие железных дорог. – М.: Транспечать, 1925. – 261 с. [Электронный ресурс]: https://rusist.info/book/10437580. Доступ 03.10.2022.
36. Smil, V. Energy and Civilization: A History. Cambridge, MA, The MIT Press, 2017, 564 p. ISBN 0262035774.
37. Мачерет Д. А. О чем свидетельствует столетняя динамика показателей крупнейших железнодорожных систем // Экономическая политика. – 2016. – Т. 11. – № 6. – С. 138–169. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=27810881. Доступ 03.10.2022.
38. Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. – Т. 3. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2018. – 992 с. ISBN 978-5-86007-858-1.
39. Грегори П. Поиск истины в исторических данных // Экономическая история: ежегодник. – 1999. – С. 471– 500. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=28364458. Доступ 03.10.2022.
40. Экономическая история мира: в 6 т. / Под ред. М. В. Конотопова. – Т. 3. – М.: Кнорус, 2015. – 510 с. [Элект ронный ре сурс]: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_02000013044/. Доступ 03.10.2022.
41. Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX–начало XX в.): Новые подсчёты и оценки / Пер. с англ. – М.: Росспэн, 2003. – 256 с. ISBN 5-8243-0291-X.
42. Хачатуров Т. С. Экономика транспорта. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. – 587 с. [Электронный ресурс]: https://www.logistics-gr.com/index.php?option=com_content&id=9859&c-72&Itemid=99. Доступ 03.10.2022.
43. Ренессанс железных дорог: фундаментальные научные исследования и прорывные инновации // Коллективная монография членов и научных партнёров Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» / Под ред. Б. М. Лапидуса. – Ногинск: Аналитика Родис, 2015. – 252 с. ISBN 978-5-905277-63-4.
44. Измайкова А. В. Экономическая оценка инновационно-ориентированного развития железнодорожного транспорта / Дис… канд. экон. наук. – М.: МГУПС, 2016. – 182 с. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=26565350. Доступ 03.10.2022.
45. A Global Vision for Railway Development. Paris, UIC, 2015, 44 p. [Электронный ресурс]: https://uic.org/IMG/pdf/global_vision_for_railway_development.pdf. Доступ 03.10.2022.
46. Лапидус Б. М. Будущее транспорта. Мировые тренды с проекцией на Россию. – М.: Прометей, 2020. – 226 с. ISBN 978-5-907224-52-8.
Рецензия
Для цитирования:
Мачерет Д.А. Развитие железнодорожной сети и «большой экономический рывок» в России. Мир транспорта. 2022;20(5):104-112. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-12
For citation:
Macheret D.A. Railway Network Development and the «Big Economic Breakthrough» in Russia. World of Transport and Transportation. 2022;20(5):104-112. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-12