Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Влияние соционических характеристик пилота на особенности восприятия и интерпретации им визуальной приборной информации

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-11

Аннотация

В статье, которая продолжает цикл публикаций результатов исследований авторов по изучению особенностей восприятия и интерпретации пилотом визуальной приборной информации, анализируются данные экспериментов, проведённых в период 2021–2022 годов на выборке из 50 студентов-пилотов. По данным известного авиационного педагога В. А. Сычёва, в технике пилотирования ошибки восприятия встречаются наиболее часто. Среди множества важных для пилотирования воздушного судна приборов есть один, чьё влияние на проблему «потери управления в полёте» («Loss of control in flight») наиболее велико – это авиагоризонт. С ошибками восприятия показаний авиагоризонта связан целый ряд катастроф. Одной из наиболее трагичных из них была катастрофа под Пермью 14 сентября 2008 года самолёта Boeing-737.
Данный материал представляет результаты сравнительного исследования, выполненного с целью выявления индивидуальных различий в восприятии и интерпретации испытуемыми показаний крена на авиагоризонте с «прямым» и «обратным» вариантами индикации. В ходе задания участникам предъявлялась последовательная серия изображений в виде слайдов с показаниями авиагоризонта по крену в разной индикации. Эксперимент проводился с использованием стационарного прибора Eye Tracker Tobii REX. Анализ и обработка полученных при этом данных производились с помощью специального компьютерного продукта, разработанного А. П. Плясовских во Всероссийском НИИ радиоаппаратуры. Также участники эксперимента прошли психодиагностику с помощью соционических тестов Кейрси и «ММ-1». В качестве методов математической обработки результатов в работе были использованы корреляционный анализ и G-критерий знаков.
Полностью подтвердились приведённые рядом авторов доводы в пользу «обратного» варианта индикации. Количество ошибок у лиц, участвующих в настоящем эксперименте, при определении стороны крена на «пря- мой» индикации авиагоризонта оказалось в семь раз выше, чем на «обратной». Не была подтверждена гипотеза о том, что соционические характеристики являются предикторами правильности восприятия пилотом и интерпретации им визуальной приборной информации. Возможно, на отсутствие значимых корреляций повлияло и значительное однообразие в соционических характеристиках испытуемых.

Об авторах

О. В. Ариничева
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА)
Россия

Ариничева Ольга Викторовна – кандидат технических наук, доцент кафедры лётной эксплуатации и безопасности полётов в гражданской авиации

Санкт-Петербург



А. В. Малишевский
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА)
Россия

Малишевский Алексей Валерьевич – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры лётной эксплуатации и безопасности полётов в гражданской авиации

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Войтик А. Д. Разные типы индикации крена и их восприятие пилотом // Проблемы лётной эксплуатации и безопасность полётов. – 2021. – № 15. – С. 212–216. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48701658. Доступ 07.08.2022.

2. Ариничева О. В., Лебедева Н. А., Малишевский А. В., Арефьев Р. О. Исследование ошибок определения крена с помощью авиагоризонтов с различными видами индикации // Актуальные проблемы и перспективы развития гражданской авиации: Труды X Международной науч.-практ. конф. (Иркутск, 14–15 октября 2021) / Иркутский филиал Моск. гос. техн. ун-та гражданской авиации. – Иркутск, 2021. – С. 45–50. [Электронный ресурс]: http://if-mstuca.ru/konferentciia/images/Sborniki/Sbornik_X_NPK-2021_tom_2.pdf. Доступ 07.08.2022.

3. Aircraft accident report. China Airlines Boeing 747-SP. N4522V 300 nautical miles northwest of San Francisco, California February 19, 1985. National Transportation Safety Board. PB86–910403. NTSB/AAR-86/03. USA, Washington, D.C., 1986, 46 p. [Электронный ресурс]: https://www.ntsb.gov/investigations/AccidentReports/Reports/AAR8603.pdf. Доступ 07.08.2022.

4. Алякринский Б. С. Основы авиационной психологии. – М.: Воздушный транспорт, 1985. – 312 с. [Электронный ресурс]: https://rusist.info/book/5918799. Доступ 07.08.2022.

5. Козлов В. В. Пилоту о пилоте от психофизиолога лётного труда. – М.: Белый ветер, 2017. – 256 с. [Электронный ресурс]: https://avam-avia.ru/novosti/ochelovecheskom-faktore-dlya-pilotov. Доступ 07.08.2022.

6. Коваленко П. А. Психологическое «дорасследование» влияния «прямой» индикации в авиагоризонтах на катастрофу самолёта Boeing-737 под Пермью // Проблемы безопасности полётов. – 2011. – № 2. – С. 9–28. № 3. – С. 10–28. № 4. – С. 11–28. № 5. – С. 9–28. [Электронный ре сурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15595840. Доступ 07.08.2022.

7. Коваленко П. А. Пагубное влияние «прямой» индикации в авиагоризонтах на катастрофу самолёта Boeing-737 14.09.08 г. под Пермью и другие авиапроисшествия. Психологическое «дорасследование». – М.: МГОУ, 2011. – 107 с. [Электронный ресурс]: http://www.usability.ru/sources/Kovalenko-Aiagorizont-2011.pdf. Доступ 07.08.2022.

8. Герасименкова А. Е., Гиренко И. Ю., Диброва А. А. [и др.]. Возможные пути совершенствования профессионального психологического отбора диспетчеров организации воздушного движения // Проблемы лётной эксплуатации и безопасность полётов. – 2018. – Т. 12. – С. 127–145. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=36333041. Доступ 07.08.2022.

9. Arinicheva O., Lebedeva N., Malishevskii A., Arefyev R. Attitude Indicators in Bank Angle Determination: A Study of Errors // Proceedings of 10th International Conference on Recent Advances in Civil Aviation / Editors: O. A. Gorbachev, X. Gao, B. Li. Singapore: Springer, 2022, pp. 281–289. DOI 10.1007/978–981–19–3788–0_24.

10. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция). Психодиагностика / сост.: А. В. Малишевский, Н. Ф. Михайлик. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Академии гражданской авиации, 2000. – 40 с.

11. Keirsey, D. Please Understand Me II: Temperament, Character, Intelligence. Del Mar, CA, US: Prometheus Nemesis Book Company, 1998, 350 p. [Электронный ресурс]: https://archive.org/details/pleaseunderstand00keir.[Ограниченный доступ для подписчиков].

12. Лейченко С. Д., Малишевский А. В., Михайлик Н. Ф. Человеческий фактор в авиации: Монография в 2-х т. – Т. 2. – СПб.: ГУ ГА; Кировоград: ГЛАУ, 2006. – 512 с. [Электронный ресурс]: https://rusist.info/book/836911. Доступ 29.09.2022.

13. Букалов А. В. О различии соционики и типологии Майерс-Бригсс // Соционика, ментология и психология личности. – 2003. – № 6 (51). – С. 62–64. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=28359782. Доступ 29.09.2022.

14. Вентцель Е. С. Теория вероятностей: Учебник. – 11-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2010. – 664 с. ISBN 978-5-406-00476-0.

15. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 349 с. ISBN 5-9268-0010-2.

16. Григорьев И. И. Россия потеряла ориентировку в видах индикации на авиагоризонтах // Проблемы безопасности полётов. – 2011. – № 2. – С. 28–46. [Электронный ре сурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15595841. Доступ 29.09.2022.

17. Чунтул А. В. С какими авиагоризонтами летать безопаснее? // Проблемы безопасности полётов. – 2011. – № 4. – С. 29–40. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16326288. Доступ 29.09.2022.

18. Земляной А. Ф. Рассмотрение вопроса прямой и обратной индикации пространственного положения ВС // Проблемы безопасности полётов. – 2013. – № 4. – С. 16–38. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19119487. Доступ 29.09.2022.

19. Копысов В. Х. Индикация на авиагоризонтах // Научный вестник УИ ГА. – 2016. – № 8. – С. 19–24. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26727532. Доступ 29.09.2022.

20. Arinicheva, O. V., Lebedeva, N. A., Malishevskii, A. V. Application of eye-tracking technology as a diagnostic tool for assessing flight operators. Part 1: Analise of flight operators’ attention distribution and switching using eye-tracking. Transport Problems, 2020, Vol. 15, Iss. 3, pp. 167–179. DOI: 10.21307/tp-2020-042.

21. Ариничева О. В., Малишевский А. В. Недостатки существующего профессионального отбора пилотов и проблема его совершенствования // Транспорт: наука, техника, управление. – 2016. – № 6. – С. 41–51. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=26254884. Доступ 07.08.2022.

22. Ариничева О. В., Малишевский А. В. Профессиональный отбор персонала: не устарело ли «Руководство» 2001 года // Аэропорт-партнёр. – 2017. – № 5 (119). – С. 24–27.

23. Ариничева О. В., Малишевский А. В. Назад к Юнгу: являются ли авторы данной статьи социониками? // Соционика, ментология и психология личности. – 2017. – № 2. – С. 42–51. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=29827179. Доступ 07.08.2022.

24. Румшиский Л. З. Математическая обработка результатов эксперимента. – М.: Наука, 1971. – 192 с. [Электронный ресурс]: https://lib-bkm.ru/10016. Доступ 07.08.2022.

25. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.: Чёрная белка, 2016. – 464 с. ISBN 978-5-91827-023-3.


Рецензия

Для цитирования:


Ариничева О.В., Малишевский А.В. Влияние соционических характеристик пилота на особенности восприятия и интерпретации им визуальной приборной информации. Мир транспорта. 2022;20(5):94-102. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-11

For citation:


Arinicheva O.A., Malishevsky A.V. The Influence of the Socionic Characteristics of a Pilot on the Features of Perception and Interpretation of Displayed Flight Instrument Information. World of Transport and Transportation. 2022;20(5):94-102. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-11

Просмотров: 240


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)