Исследование индивидуальных мотиваторов выпускников транспортных учебных заведений
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-10
Аннотация
В статье обоснована актуальность изучения индивидуальных мотиваторов будущих пилотов гражданской авиации и будущих железнодорожников в условиях получения ими профессионального образования. Приведены результаты исследования, целью которого было определение выраженности и сочетания среднегрупповых мотиваторов двух категорий респондентов, а также влияние полученных мотивационных профилей на особенности восприятия будущей профессии обучающимися транспортных учебных заведений.
В качестве эмпирического метода исследования была выбрана диагностика по тесту «Мотивационный профиль», разработанному Ш. Ричи и П. Мартином. Данный мотивационный тест является надёжным и валидным инструментом измерения индивидуальных побуждений человека к деятельности, основанным на изучении 1355 пригодных для анализа мотивационных профилей международной группы респондентов. Авторами теста были выделены 12 мотивационных факторов – потребностей человека, стимулирующих его к работе, выраженность которых отражается в мотивационном профиле человека или группы.
В представленном исследовании участвовало 144 курсанта 5 курса Ульяновского института гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, обучающихся по специализации «Организация лётной работы», и 50 студентов 3 курса Ульяновского железнодорожного техникума, обучающихся по направлению «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» – «помощник машиниста тепловоза».
В рамках диагностического эксперимента были построены среднегрупповые мотивационные профили данных категорий респондентов, проведён их анализ с точки зрения требований будущей профессии опрошенных. Особое внимание уделено сравнительному анализу мотивационных профилей будущих пилотов ГА и будущих железнодорожников.
Даны рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса транспортного учебного заведения с учётом полученных результатов исследования.
Об авторах
М. В. ЕрховаРоссия
Ерхова Марина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Ульяновск
Л. Г. Шумкова
Россия
Шумкова Людмила Геннадьевна – кандидат педагогических наук, проректор по образовательной работе
Ульяновск
Список литературы
1. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. – № 2. – С. 27–41. [Электронный ре сурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=23267000. Доступ 26.06.2022.
2. Соломанидина Т. О., Соломанидин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 312 с. ISBN 978-5-238-01609-2.
3. Магура М. И., Курбатова М. Б. Секреты мотивации или мотивация без секретов. – М.: Управление персоналом, 2007. – 653 с. ISBN 978-5-9563-0076-3.
4. Иванова С. В. Мотивация на 100 %: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 288 c. ISBN 978-5-9614-2268-9.
5. Гаврилова О. Стимулирование свободным временем // Справочник по управлению персоналом. – 2011. – № 3. – С. 49–52. [Электронный ресурс]: https://www.pro-personal.ru/article/222954-stimulirovanie-svobodnymvremenem/. Доступ 26.06.2022.
6. Кольцова В. Управление системой льгот // Справочник по управлению персоналом. – 2011. – № 4. – С. 65–69. [Электронный ресурс]: https://www.pro-personal.ru/article/223732-upravlenie-sistemoy-lgot/. Доступ 26.06.2022.
7. Кочеткова А. Управление креативными сотрудниками. Мотивация «творцов» // Справочник по управлению персоналом. – 2011. – № 4. – С. 24–28. [Электронный ресурс] : https: //www.pro-personal.ru/article/223676-motivatsiya-tvortsov/. Доступ 26.06.2022.
8. Занковский А. Н. Организационная психология: Учеб. пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2002. – 648 с. [Электронный ресурс]: https://uchebnik.biz/book/138-organizacionnaya-psixologiya/. Доступ 26.06.2022.
9. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2006. – 224 с. ISBN 5-9626-0076-2. [Электронный ресурс]: https://www.zagorskaya.info/wp-content/uploads/2020/11/4809_a1213a0e70a336cf8bdc3d423a1b389e.pdf. Доступ 26.06.2022.
10. Херцберг Ф., Моснер Б., Снидерман Б. Б. Мотивация к работе / Пер. Д. А. Куликов. – М.: Вершина, 2007. – 240 с. ISBN 5-9626-0259-5. [Электронный ресурс]: https://www.studmed.ru/hercberg-f-mocner-b-blohsniderman-b-motivaciya-k-rabote_07e612b1687.html. Доступ 26.06.2022.
11. Шапиро С. А. Мотивация. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 150 с. [Электронный ресурс]: https://www.studmed.ru/shapiro-sa-motivaciya_e13974d353b.html. Доступ 26.06.2022.
12. Кибанов А. Я., Митрофанова Е. А., Эсаулова И. А. Экономика управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2019. – 427 с. ISBN 978-5-16-006018-7.
13. Ерхова М. В., Орлова Л. В. Изучение профессиональной мотивации курсантов-авиадиспетчеров // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 69. – Ч. 5. – С. 113–115. DOI: 10.18411/lj-01-2021-198.
14. Ерхова М. В. Исследование мотивационных профилей курсантов-авиадиспетчеров // Региональная экономика: актуальные вопросы и новые тенденции. III Международная научно-практическая конференция (17–23 апреля 2017 года, Россия, г. Ульяновск): Сб. науч. трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2017. – С. 103–109. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=29264490. Доступ 26.06.2022.
15. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ., под ред. проф. Е. А. Климова. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 399 с. ISBN 0-566-08102-4 (англ.); ISBN 5-238-00599-7 (рус.).
16. Ерхова М. В., Калугина Е. А. Исследование карьерных ориентаций пилотов гражданской авиации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 11 (58). – Ч. 1. – С. 29–33. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=34921969. Доступ 26.06.2022.
Рецензия
Для цитирования:
Ерхова М.В., Шумкова Л.Г. Исследование индивидуальных мотиваторов выпускников транспортных учебных заведений. Мир транспорта. 2022;20(5):86-93. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-10
For citation:
Erkhova M.V., Shumkova L.G. Research on Individual Motivators of Graduates of Transport Educational Institutions. World of Transport and Transportation. 2022;20(5):86-93. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-10