Проблемные вопросы легализации понятий, используемых в целях правового регулирования транспортных отношений с участием автомобилей с автоматизированной системой вождения
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-4
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Потребности инновационного развития транспортного комплекса, являющегося не только важнейшим, но и непременным условием реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года, детерминируют необходимость кардинального изменения принципиальных подходов к построению системы правового обеспечения организации дорожного движения, исторически основанной на постулате об обязанности водителя обеспечивать постоянный контроль за дорожной обстановкой в течение всего периода движения автомобиля. В этой ситуации проблема правового регулирования допуска к эксплуатации и последующего использования транспортных средств, оснащённых автоматизированной системой вождения и не предусматривающих участия водителя в динамическом управлении автомобилем, приобретает особое теоретическое и практическое значение.
Целью исследования, часть результатов которого представлена в данной статье, являлось критическое осмысление проблем правового обеспечения использования автомобилей с автоматизированной системой вождения, наличие которых связано с неоднозначностями и пробелами законодательства в части закрепления используемых базовых терминов и определений.
С использованием инструментария формально-догматического анализа исследованы проблемные вопросы легализации понятия «автоматизированная система вождения», являющегося важнейшей, базовой категорией в системе правового регулирования исследуемых отношений.
На этой основе, посредством применения методов системно-правового анализа определены возможные варианты устранения выявленных пробелов и противоречий законодательства, сформулированы авторские определения и предложены направления построения упорядоченной системы правовых терминов, подлежащих закреплению в нормативных правовых актах, регламентирующих использование высокоавтоматизированных автомобилей.
Реализация сформулированных автором предложений может способствовать совершенствованию системы правового регулирования отношений, связанных с применением высокоавтоматизированных транспортных средств.
Ключевые слова
Об авторе
А. И. ЗемлинРоссия
Землин Александр Игоревич – доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, заслуженный деятель науки; заведующий кафедрой транспортного права; научный руководитель направления «Транспортная безопасность»
Москва
Список литературы
1. Бажина М. А. Основные тенденции развития правового регулирования осуществления перевозок в условиях цифровизации // Юрист. - 2021. - № 11. - С. 44-50. [Доступ к электронной версии статьи платный]: https://lawinfo.ru/journals/57/yurist.
2. Zemlin, A., Kholikov, I., Mamedova, I., Zemlina, O. Problems of Ensuring Security of Transport Infrastructure Facilities. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Vol. 666, International science and technology conference «Earth science», 8-10 December 2020, Vladivostok, Russian Federation, 042002. https://doi.org/10.1088/1755-1315/666/4/042002.
3. Землин А. И., Холиков И. В. Аксиологические подходы к формированию правовой культуры специалиста-транспортника в современных условиях // Сб. научных трудов ИЗИСП «Правовые ценности в свете новых парадигм развития современной цивилизации». - М.: Инфра-М, 2020. - С. 403-411.
4. Петров Ю. И., Землин А. И., Землина О. М. Зарождение системы управления путями сообщения и транспортного законодательства России в IX-XVIII веках // Мир транспорта. - 2019. - Т. 17. - № 3 (82). - С. 260-277. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-3-260-277.
5. Kharlamova, Y., Pishchelko, A., Zemlin, A. Problems of realisation of public oversight in the field of transport counterterrorism policy. Kutafin University Law Review, 2020, Vol. 7, Iss. 1, pp. 67-78. https://doi.org/10.17803/2313-5395.2020.1.13.067-078.
6. Землин А. И., Петров Ю. И. Опыт правового регулирования и организации обучения и преподавания в Императорском московском инженерном училище: 1896-1913 // Вестник архивиста. - 2021. - № 1. - С. 248-258. https://doi.org/10.28995/2073-0101-2021-1-248-258 [ограниченный доступ для подписчиков].
7. Bagreeva, E. G., Zemlin, A. I., Shamsunov, S. K. Does Environmental Safety Depend Upon the Legal Culture of Transport Specialists? Ekoloji, 2019, Vol. 28, No. 107, pp. 4961-4965.
8. Bagreeva, E. G., Shamsunov, S. K., Zemlin, A. I. Environmental Safety Conditions in the Transport Sector by Improving the Culture of Lawmaking Ekoloji, 2019, Vol. 28, No. 107, pp. 4071-4076.
9. Cabral, T. S. Liability and artificial intelligence in the EU: Assessing the adequacy of the current Product Liability Directive. Maastricht Journal of European and Comparative Law, 2020, Vol. 27 (5), pp. 615-635. https://doi.org/10.1177/1023263X20948689.
10. Землин А. И. Некоторые аспекты обеспечения безопасности на транспорте в условиях распространения инфекционных заболеваний (на примере пандемии коронавирусной инфекции COVID‑19 // Военное право. - 2020. - № 6 (64). - С. 15-29. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=44286698. Доступ 23.09.2022.
11. Chernogor, N., Zemlin, A., Kholikov, I., Mamedova, I. Impact of the spread of epidemics, pandemics and mass diseases on economic security of transport. E3S Web of Conferences, 2020, Vol. 203 (107), pp. 05019. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020305019.
Рецензия
Для цитирования:
Землин А.И. Проблемные вопросы легализации понятий, используемых в целях правового регулирования транспортных отношений с участием автомобилей с автоматизированной системой вождения. Мир транспорта. 2022;20(5):29-34. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-4
For citation:
Zemlin A.I. Problematic Issues of Legalisation of Concepts Used for the Purpose of Legal Regulation of Transport Relationships Involving Self-Driving Cars. World of Transport and Transportation. 2022;20(5):29-34. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-4