Оценка социальных эффектов, формируемых железнодорожным транспортом
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-3
Аннотация
Эффективность транспортных систем на современном этапе как на национальном уровне, так и в масштабе выстраивания региональных и межрегиональных торговых и кооперационных связей рассматривается в качестве одного из важнейших факторов успешного и устойчивого экономического развития.
Совершенствование транспортных систем во многих случаях требует реализации крупных инфраструктурных проектов, предполагающих масштабные инвестиции и генерирующих целый ряд экономических и социальных эффектов. И если первым уже посвящён ряд исследований, то социальная сфера пока не получила должного внимания.
В данной работе предпринята попытка устранить этот пробел, а в качестве предмета исследования выбран пассажирский железнодорожный транспорт, динамично развивающийся в целом ряде государств, и которому уделяется большое внимание в стратегических документах, касающихся развития транспортной отрасли в Российской Федерации.
Цель исследования – выявить позитивные и негативные эффекты, формируемые проектами по развитию железнодорожного транспорта, и предложить подходы к их количественному измерению.
В качестве методов автором применён анализ академической литературы и методических материалов, уже разработанных за рубежом и в России, а также соответствующих нормативных документов, включая методику оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства транспортной инфраструктуры. Всё это позволило систематизировать все существующие социальные эффекты железнодорожного транспорта по группам.
Также автором продемонстрированы примеры монетарной оценки данных эффектов, базирующиеся на передовой зарубежной практике. Данные результаты могут быть полезны инвесторам и государству в рамках принятия решений о финансировании, а также в оценке эффективности транспортных проектов, что в итоге позволит сэкономить бюджетные средства, увеличить отдачу вложений и решить целый ряд социальных задач.
Об авторе
И. В. СолнцевРоссия
Солнцев Илья Васильевич – доктор экономических наук, главный научный сотрудник Департамента менеджмента и инноваций
Москва
Список литературы
1. Лапидус Л. В. Социально-экономические эффекты высокоскоростного железнодорожного сообщения // Экономика железных дорог. – 2013. – № 12. – С. 58–63. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20725623. Доступ 14.09.2022.
2. Мачерет Д. А., Разуваев А. Д. Экономические аспекты развития высокоскоростной транспортной инфраструктуры // Экономика железных дорог. – 2018. – № 6. – С. 48–57. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35103887. Доступ 14.09.2022.
3. Оценка крупных инфраструктурных проектов. Задачи и решения. – М.: Фонд «Центр стратегических разработок», 2013. – 108 c. [Электронный ресурс]: https://www.rzd.ru/api/media/resources/c/1/121/71717?action=download. Доступ 14.09.2022.
4. Фролова О. Н. Макроэкономический подход к обоснованию транспортных проектов // Мир транспорта. – 2017. – Т. 15. – № 5. – С. 118–129. [Электронный ресурс]: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/1309/0. Доступ 14.09.2022.
5. Центр экономики инфраструктуры. Транспортная инфраструктура и экономический рост. – М.: Издательство Перо, 2019. – 142 с. ISBN 978-5-00150-604-1. [Электронный ресурс]: https://ecfor.ru/publication/transportnaya-infrastruktura-i-ekonomicheskij-rost/. Доступ 14.09.2022.
6. D’Acci, L. Monetary, Subjective and Quantitative Approaches to Assess Urban Quality of Life and Pleasantness in Cities (Hedonic Price, Willingness-to-Pay, Positional Value, Life Satisfaction, Isobenefit Lines), 2013, pp. 1–28. DOI:10.1007/s11205-012-0221-7.
7. Deloitte Access Economics. Value of Rail: The contribution of rail in Australia. A report commissioned by the Australasian Railway Association (ARA), 2017, 80 p. [Электронный ресурс]: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/au/Documents/Economics/deloitte-aueconomics-value-rail-contribution-australia-161117.pdf. Доступ 14.09.2022.
8. Bickel, P., Friedrich, R., Burgess, A. [et al]. Developing Harmonised European Approaches for Transport Costing and Project Assessment (HEATCO), Deliverable D5: Proposal for Harmonised Guidelines–Stuttgart. IER, Germany, Stuttgart, 2006a. [Электронный ресурс]: https://trimis.ec.europa.eu/sites/default/files/project/documents/20130122_113653_88902_HEATCO_D5_summary.pdf. Доступ 14.09.2022.
9. Bickel, P., Arampatzis, G., Burgess, A. [et al]. Developing Harmonised European Approaches for Transport Costing and Project Assessment (HEATCO) Deliverable D7: Case Study Results Stuttgart, IER, University of Stuttgart, 2006. [Электронный ресурс]: https://trimis.ec.europa.eu/sites/default/files/project/documents/20090918_161442_29356_HEATCO%20-%20Final%20Report.pdf. Доступ 14.09.2022.
10. Handbook on the external costs of transport. European Commission, Version 2019. [Электронный ресурс]: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/9781f65f-8448-11ea-bf12-01aa75ed71a1/language-en. Доступ 26.09.2022.
11. Environmental Noise: Valuing impacts on: sleep disturbance, annoyance, hypertension, productivity and quiet. London, Defra, 2014, 57 p. [Электронный ресурс]: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/380852/environmentalnoise-valuing-imapcts-PB14227.pdf. Доступ 14.09.2022.
12. Burden of disease from environmental noise: Quantification of healthy life years lost in Europe. WHO European Centre for Environment and Health, Copenhagen, 2011, 128 p. [Электронный ресурс]: https://docs.windwatch.org/WHO-burden-of-disease-from-environmentalnoise-2011.pdf. Доступ 14.09.2022.
13. Barr, A., Bentley, R., Simpson, J. A., Scheurer, J., Owen, N., Dunstan, D., Thornton, L., Krnjacki, L., Kavanagh, A. Associations of public transport accessibility with walking, obesity, metabolic syndrome and diabetes. Journal of Transport & Health, 2016, Vol. 3, Iss. 2, pp. 141–153. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jth.2016.01.006.
14. Valuing the social impacts of public transport. Final report. Department of Transport, 2013, 153 p. [Электронный ресурс]: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/226802/final-report.pdf. Доступ 14.09.2022.
15. Stanley, J., Hensher, D., Stanley, J., Currie, G., Greene, W., Vella-Brodrick, D. Social Exclusion and the Value of Mobility. Journal of Transport Economics and Policy (JTEP), 2011, Vol. 45, Iss. 2, pp. 197–222 (26). [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net/profile/DianneVella-Brodrick/publication/233635852_Social_Exclusion_and_the_Value_of_Mobility/links/5420059e0cf203f155c29a18/Social-Exclusion-and-the-Value-of-Mobility.pdf. Доступ 14.09.2022.
16. Prud’homme, R., Koning, M., Lenormand, L., Fehr, A. Public transport congestion costs: The case of the Paris subway. Transport Policy, 2012, Vol. 21, pp. 101–109. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2011.11.002.
17. Clark, B., Chatterjee, K., Martin, A., Davis, A. How commuting affects subjective wellbeing. Transportation, 2019, Vol. 47. DOI:10.1007/s11116-019-09983-9.
18. Wu, Wenjie. Rail access and subjective well-being: Evidence from quality of life surveys. Journal of Comparative Economics, May 2015, Vol. 43, Iss. 2, pp. 456–470. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jce.2014.03.009.
Рецензия
Для цитирования:
Солнцев И.В. Оценка социальных эффектов, формируемых железнодорожным транспортом. Мир транспорта. 2022;20(4):28-38. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-3
For citation:
Solntsev I.V. Assessment of Social Effects Generated by Railways. World of Transport and Transportation. 2022;20(4):28-38. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-3