Модель низкобюджетного пассажирского поезда дальнего следования
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-5-5
Аннотация
Внедрение низкобюджетных пассажирских поездов дальнего следования улучшит доступность перевозок, расширит географию маршрутов, увеличит частоту отправлений поездов, что в итоге будет способствовать росту пассажирооборота и доходов перевозчиков. С точки зрения национальной экономики появление таких поездов будет содействовать повышению транспортной мобильности населения, выравниванию рынка трудовых ресурсов, туристической привлекательности страны и отдельных регионов, увеличению ВВП за счёт мультипликативных эффектов. В результате активной реализации мер государственной поддержки по развитию региональной авиации, строительству скоростных автомагистралей, внедрению сервисов совместного использования автомобилей в последние годы произошло существенное увеличение конкуренции на рынке дальних пассажирских перевозок. Каждый сегмент этого рынка требует соответствия потребностям и ожиданиям определенного типа клиентов, отражающих возраст, образование, вид деятельности, доход, физическое состояние пассажира. Конкурентоспособность того или иного вида перевозки в современном мире в первую очередь опирается на повсеместный рост ценности времени как значимого ресурса человеческой жизни и следовательно ценности скорости перемещения по всему маршруту следования (от двери до двери), так как продолжительность жизни помимо экстенсивных факторов (высокотехнологичное здравоохранение, здоровое питание и др.), формируется в том числе за счёт интенсивных, к которым, безусловно, относится экономия времени на передвижение. Целью настоящей работы является описание бизнесмодели железнодорожного пассажирского low-cost-перевозчика в дальнем следовании, анализ факторов, формирующих модель – технических, технологических, организационных. Использованы методы экономического анализа, наблюдения и сравнения. Сделан вывод, что одним из ключевых условий функционирования модели низкобюджетного пассажирского перевозчика в дальнем следовании является эксплуатация энергоэффективного, современного подвижного состава, гибкость и оперативность при формировании маршрутной сети, составности, периодичности курсирования low-cost поездов.
Об авторе
П. С. ТроицкийРоссия
Троицкий Павел Сергеевич – технический эксперт научного центра «Цифровые модели перевозок и энергосбережение» (НЦ «ЦМПЭ»)
Москва
Список литературы
1. Лапидус Б. М. Будущее транспорта. Мировые тренды с проекцией на Россию: Монография. – М.: Прометей, 2020. – 226 с. ISBN 978-5-907224-52-8.
2. Гашникова Е. Л. Методы формирования конкурентных преимуществ на рынке ремонта нетягового подвижного состава // Экономика железных дорог. – 2021. – № 5. – С. 65–71. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45764258. Доступ 15.09.2021.
3. Пути улучшения экологических показателей железных дорог // Железные дороги мира. – 2020. – № 1. − С. 56−60. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=41565405. Доступ 15.09.2021.
4. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. – М.: Красанд, 2014. – 234 с. ISBN 978-5-396-00528-0.
5. Гурьев А. Из тупика: история одной реформы. – СПб.: РЖД-Партнёр, 2008. – 800 с. [Электронный ресурс]: http://guryevandrey.narod.ru/artikals/Pages1.pdf. Доступ 15.09.2021.
6. Delaplace, M., Dobruszkes, F. From low-cost airlines to low-cost high-speed trains: the French case. 18th ATRS World Conference (July 2014) at Bordeaux. [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net/publication/264458977_From_low-cost_airlines_to_low-cost_high-speed_trains_the_French_case/link/53e07a2c0cf27a7b830a40e0/download. Доступ 15.09.2021.
7. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 600 с. ISBN 978-5-9614-6306-4.
8. Лапидус Б. М., Лапидус Л. Формирование бесшовной транспортной системы – новая парадигма открытого железнодорожного транспорта в условиях цифровой трансформации // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 1. – С. 79–88. [Электронный ресурс]: http://larisalapidus.ru/wp-content/uploads/2020/04/Statyaformirovanie-besshovnoj-transportnoj-sistemy.pdf. Доступ 15.09.2021.
9. Троицкий П. С. Внедрение новейшей железнодорожной техники на основе межотраслевой кооперации // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18 (4). – С. 188–198. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-188-198.
10. Мирошниченко О. Ф., Огинская А. Е. Вариантная оценка последствий передачи парка пассажирских локомотивов в ОАО «ФПК» // Актуальные проблемы экономики железнодорожного транспорта и пути их решения / Сборник трудов учёных ОАО «ВНИИЖТ» / Под ред. О. Ф. Мирошниченко. – М.: ВМГ-Принт, 2014. – С. 237–247.
11. Акишин А. А., Брексон В. В., Виноградова О. В., Кучумов В. А., Миронов Н. Д., Никифорова Н. Б. Оценка стоимости жизненного цикла электровоза «онлайн» // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). – 2019. – № 78 (4). – С. 195–202. DOI: https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-4-195-202.
12. Научное сопровождение развития высокоскоростных магистралей в России / Колл. авторов; под ред. А. Б. Косарева, О. Н. Назарова. – М.: РАС, 2018. – 119 с. ISBN 978-5-6040530-6-5.
13. Гапанович В. А., Авилов В. Д., Аржанников Б. А. [и др.]. Энергосбережение на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов / Под ред. В. А. Гапановича. – М.: Изд. Дом МИСиС, 2012. – 620 с. [Электронный ресурс]: http://www.rzd-expo.ru/innovation/resource_saving/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BE%D1%822.08.12.pdf. Доступ 15.09.2021.
14. Бороненко Ю. П., Комарова А. Н., Ромен Ю. С. Влияние колебаний вагонов на энергозатраты на тягу поезда // Бюллетень результатов научных исследований. – 2016. – № 1 (18). – С. 18–29. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kolebaniy-vagonov-naenergozatraty-na-tyagu-poezda. Доступ 15.09.2021.
15. Шенфельд К. П., Сотников Е. А. Развитие методов управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте в современных условиях. – М.: Научный мир, 2015. – 200 с. ISBN 978-5-91522-421-5.
Рецензия
Для цитирования:
Троицкий П.С. Модель низкобюджетного пассажирского поезда дальнего следования. Мир транспорта. 2021;19(5):45-49. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-5-5
For citation:
Troitsky Р.S. Low-Cost Long-Distance Passenger Train Model. World of Transport and Transportation. 2021;19(5):45-49. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-5-5