Методология исследования потребностей развития транспортной инфраструктуры и подвижного состава для перевозок скоропортящихся грузов
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-3-1
Аннотация
В условиях глобализации экономических связей, интенсификации транспортно-технологических решений методология исследования и развития транспортной инфраструктуры требует совершенствования и адаптации к динамично меняющимся условиям транспортного рынка. Целью работы является формализация и развитие методологии исследования транспортной инфраструктуры, включая специализированный изотермический подвижной состав. Для обработки исходных данных грузооборота использовались методы математической статистики. Для обоснования технических параметров инновационного изотермического подвижного состава были применены методы анализа иерархий (Саати), экспертных оценок, актуализации технических решений (МАТР).
В статье представлен анализ грузооборота скоропортящихся грузов, перевозимых железнодорожным хладотранспортом, по объёмам, типам подвижного состава и дорогам отправления. Показаны основные направления формирования и назначения грузопотоков по видам сообщения (внутреннего, транзита, экспорта, импорта). Определено, что ключевыми факторами развития изотермического подвижного состава для перевозок скоропортящихся грузов в транспортной системе страны являются перевозки мяса, рыбы, пива, безалкогольных напитков, соков в сегменте внутренних перевозок.
Анализ показывает, что структурных и количественных сдвигов по видам перевозки и по родам груза не наблюдается. Стратегия развития транспортных средств для перевозки скоропортящихся грузов и методология представлена блок-схемой, в разрезах: «постановка задачи исследования», «этапы принятия решений», «методы и алгоритмы реализации решений». Показано, что задача включает не только развитие стационарной железнодорожной инфраструктуры и формирование этапов развития изотермического подвижного состава, но и необходимость решения организационно-технических, технологических, нормативно-правовых проблем, а также вопросы тарифного регулирования.
Рассмотрены вопросы методологии создания инновационного изотермического подвижного состава с учётом возможных перспектив его развития и сфер применения, комплекса технических и технологических решений. Исследование линейных размеров и полезного сечения грузового помещения различных типов изотермических кузовов показывает преимущество вагонов и съёмных кузовов, по сравнению с крупнотоннажными рефрижераторными контейнерами.
Создавать типаж инновационного изотермического подвижного состава предлагается на основе универсального изотермического кузова, комплектуемого из различных типов энергохолодильного оборудования с заданными техническими параметрами, максимально удовлетворяющими требованиям современного рынка транспортных услуг. Проанализированы сферы возможного использования различных типов изотермического подвижного состава с учётом долговременных прогнозов развития сельскохозяйственной, рыбной и перерабатывающей отраслей.
Об авторе
О. А. ВоронРоссия
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой вагонов и вагонного хозяйства
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Инновационные процессы логистического менеджмента в интеллектуальных транспортных системах: Монография: в 4 т. / Под общ. ред. проф. Б. А. Лёвина и проф. Л. Б. Миротина. – М.: УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте. – 2015. – Т. 2 Формирование отраслевых логистических интеллектуальных транспортных систем. – 343 с. [Электронный ресурс]: http://umczdt.ru/books/40/225885/. Доступ 16.04.2021.
2. Багинова В. В., Федоров Л. С., Сысоева Е. А., Кузьмин Д. В., Фен Ш., Мамаев Э. А., Рахмангулов А. Н. Логистика: Научная монография / Под общ. ред. В. В. Багиновой. – М.: Прометей, 2020. – 292 с. ISBN: 978-5-00172-071.
3. Вохмянина А. В., Журавская М. А., Петров M. Б. Многокритериальный подход для оценки и обоснования приоритетов развития транспортной сети территорий, превосходящих региональный масштаб // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2018. – № 4 (40). – С. 58−68.
4. Rodrigue, J. P., Notteboom, T. The Cold Chain and its Logistics. In: The Geography of Transport Systems. New York: Routledge. 2020, 456 p. [Электронный ресурс]: https://transportgeography.org/contents/applications/coldchain-logistics/. Доступ 16.04.2021.
5. Прокофьев М. П., Тохиров М. М. Перспективы транспортного коридора «Север–Юг» // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17. – № 5. – С. 200–213. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-200-213.
6. Mamaev, E. A., Guda, A. N., Levin, B. A., Baginova, V. V., Vinogradov, V. V., Morozov, V. N. Strategic Trends of Cargo Turnover in Major Hubs: Assessment, Clustering and Prediction. International Journal of Economic Perspectives, 2017, Vol. 11, Iss. 2, pp. 585–592. ISSN:1307-1637.
7. Chislov, O., Zadorozhniy, V., Lomash, D., Chebotareva, E., Solop, I., Bogachev, T. Methodological Bases of Modeling and Optimization of Transport Processes in the Interaction of Railways and Maritime Transport. In: Macioszek, E., Sierpiński, G. (eds.). Modern Traffic Engineering in the System Approach to the Development of Traffic Networks. TSTP 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2020, Vol. 1083. Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-34069-8_7.
8. Kolesnikov, M. V., Lyabakh, N. N., Mamaev, E. A., Bakalov, M. V. Efficient and secure logistics transportation system. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Volume 918, VIII International Scientific Conference Transport of Siberia – 2020 22–27 May 2020, Novosibirsk, Russia, 012031. DOI: 10.1088/1757-899X/918/1/012031.
9. Петров М. Б. Пространственная парадигма как основа управления развитием транспортной системы // XVIII Международная научная конференция «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» и другие мероприятия, проведённые в рамках общественно-научного форума «Россия: ключевые проблемы и решения». Москва, 20–21 декабря 2018 г. // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2019. – Вып. 14. – Ч. 1. – 937 с. – С. 187–189.
10. Petrov, M., Samuylov, V. Сriterion of comparative efficiency in planning of the transport network. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 403, XII International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry 10–13 September 2019, Don State Technical University, Russian Federation, 012196. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/403/1/012196.
11. Ворон О. А., Булавин Ю. П., Широбоков В. И. Проблемы транспортной инфраструктуры при транспортировке рыбы в современных условиях // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2016. – № 3 (36). – С. 24−32.
12. Ворон О. А., Морчиладзе И. Г. Аспекты совершенствования железнодорожных перевозок СПГ в составе непрерывной холодильной цепи // Транспорт Российской Федерации. − 2014. – № 1. – С. 24−29.
13. Ворон О. А. Актуализация технических решений для изотермического подвижного состава при перевозках скоропортящихся грузов // Вестник РГУПС. − 2020. – № 1. – С. 56−65.
14. Ворон О. А. Использование метода актуализации технических решений для создания модели функционального взаимодействия систем автономного рефрижераторного вагона // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2021. – № 2. – С. 86−94.
15. Соколов А. М. Научные основы создания и оценка эффективности внедрения инновационных вагонов // Бюллетень Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». . 2015. . № 2. . С. 1−3.
16. Ворон О. А., Петрушин А. Д., Щербаков В. Г. Автономная система электроснабжения изотермического подвижного состава // Изв. вузов. Электромеханика.. 2019. . Т.2. № 2. С. 36−0. DOI: 10.17213/0136-3360-2019-2-36-40.
17. Ворон О. А. Использование сжиженного природного газа в комбинированной энергосиловой установке автономного рефрижераторного вагона // Вестник ВНИИЖТ. −019. . Т. 78. . № 3. . С. 188−92.
18. Некрасов Г. И., Балабин В. Н. Принципы модульности проектирования и обслуживания локомотивов // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 2. 80–0. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-2-80-90.
19. Даукша А. С., Бороненко Ю. П. Перспективы внедрения вагонов со съёмными кузовами увеличенной грузоподъёмности // Известия Петербургского университета путей сообщения. -2017.-Т.14.-№ 3.-С. 37– 451.
20. Даукша А. С., Бороненко Ю. П. Выбор конструктивных решений устройств крепления контейнеров и съёмных кузовов на железнодорожных платформах // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 2 (69). С. 29–3.
21. Кожокарь К. В. Особенности разработки скоростного сочленённого вагона-платформы для перевозки контейнеров // Транспорт Российской Федерации. 2013. № 3 (46). С. 21–24.
Рецензия
Для цитирования:
Ворон О.А. Методология исследования потребностей развития транспортной инфраструктуры и подвижного состава для перевозок скоропортящихся грузов. Мир транспорта. 2021;19(3):6-15. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-3-1
For citation:
Voron O.A. Methodology of Research on the Demand for Development of Transport Infrastructure and Rolling Stock for Perishable Goods Transportation. World of Transport and Transportation. 2021;19(3):6-15. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-3-1