Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР–ЮГ»

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-200-213

Полный текст:

Аннотация

Международные транспортные коридоры играют ведущую роль в формировании интегрированного глобального рынка транспортных услуг.
В этом контексте целью работы является изучение состояния международного транспортного коридора (далее – МТК) «Север–Юг», который связывает Индию, Иран, страны Персидского залива через страны Кавказа и Средней Азии с Россией и странами Европы. Дан краткий обзор научных публикаций по рассматриваемой тематике и констатируется общий вывод из мнений различных авторов: необходимо не только развитие инфраструктуры транспортного коридора, но и решение организационных, нормативно-правовых проблем и вопросов тарифного регулирования.
Основным преимуществом МТК «Север–Юг» является то, что большая часть маршрута проходит по суше и сам маршрут короче морского пути, что обеспечивает значительное ускорение доставки грузов.
В результате развития железнодорожной сети в Каспийском регионе и Центральной Азии на сегодня имеется несколько вариантов маршрута коридора. Подробно рассмотрен западный маршрут в Иран через Азербайджан.
Ожидается, что недостающий в маршруте железнодорожный участок Астара–Решт будет достроен в ближайшее время. По западному маршруту уже осуществлены тестовые отправки грузов из Индии в Россию (и обратно). Приведены характеристики вариантов маршрута по дальности перевозки, сроков доставки и стоимости транспортировки груза. На сегодня стоимость перевозки даже по западной ветви МТК значительно превышает стоимость морской перевозки через Суэцкий канал. Ввиду этого и других факторов, снижающих эффективность и конкурентоспособность перевозок по МТК, предлагается в первую очередь организовать контейнерные перевозки на участке МТК между Россией, Азербайджаном и Ираном. Такие перевозки могут
стать особенно востребованными для продовольственных товаров (в том числе скоропортящихся) по направлению с юга на север. Для этого предлагается организовать обращение по расписанию контейнерного поезда постоянной составности по маршруту Астара–Москва–Санкт-Петербург с применением новой транспортной технологии «Грузовой экспресс 2.0». 

Об авторах

М. Н. Прокофьев
Российский университет транспорта
Россия

кандидат технических наук, инженер сервисного отдела Центра мультимодальных транспортных систем

Москва


М. М. Тохиров
Российский университет транспорта
Россия

студент 

Москва

Ташкент



Список литературы

1. Международный транспортный коридор «Север–Юг» [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. – 2018. [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru/foreign_policy/economic_diplomacy/-/asset_publisher/VVbcI0If1FVU/content/id/2510952. Доступ 22.10.2019.

2. Кириллова А. Г. Актуальные аспекты развития международных транспортных коридоров на территории России // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 2 (75). – С. 51–54.

3. Дианов И. Н. Анализ развития международного транспортного коридора «Север–Юг» // «Студенческий»: электрон. научн. журн. – 2018. – № 7 (27). [Электронный ресурс]: https://sibac.info/journal/student/27/101690. Доступ 22.10.2019.

4. Окупятся ли затраты на строительство МТК «Север–Юг»? // Российское Информационное Агентство Iran.ru. – 31.01.2018. [Электронный ресурс]: https://www.iran.ru/news/analytics/108379/Okupyatsya_li_zatraty_na_stroitelstvo_MTK_Sever_Yug. Доступ 22.10.2019.

5. Предпосылки созрели. Россия начинает новый этап развития международного транспортного коридора «Север–Юг» // АО «Издательский дом «Гудок». – 27.04.2016. – № 68 (25973). [Электронный ресурс]: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1335526&archive=2016.04.27. Доступ 22.10.2019.

6. Щербанин Ю. А. Международный транспортный коридор «Север–Юг»: что получилось // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 6 (79). – С. 3–6.

7. Синицына А. С., Дэльз С. В., Галянт С. А. Мультимодальные перевозки в коридоре «Север–Юг» // Мир транспорта. – 2018. – Том 16. – № 3. – С. 178–189.

8. Singh, R. M. International North–South Transport Corridor: Re-energising India’s Gateway to Eurasia. Institute for Defence Studies and Analyses, New Delhi, India, 2015, 8 p. [Электронный ресурс]: https://idsa.in/system/files/issuebrief/IB_msroy_180815.pdf/. Доступ 22.10.2019.

9. Sarma, H. Ch., Jafarova, V. International North–South Transportation Corridor: Azerbaijan at Crossroads. Azerbaijanian Journal of Economics and Social Studies, 2017, Vol. 4, No. 1, pp. 13–29.

10. Ziyadov, T. Azerbaijan as a regional hub in Central Eurasia: strategic assessment of Euro-Asian trade and transportation. Azerbaijan Diplomatic Academy, Baku, Azerbaijan, 2012, 288 p. [Электронный ресурс]: https://books.google.ru/books?id=48CHpkjeCcEC&printsec=frontcover&source=gbs_ge_summary_r&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false. Доступ 22.10.2019.

11. Fedorenko, R. V. Modern Issues of Development of the Customs and Logistics Infrastructure of the International North–South Transport Corridor. In: Sustainable Growth and Development of Economic Systems: Contradictions in the Era of Digitalization and Globalization. Springer Nature Switzerland AG 2019, pp. 63–75.

12. Sarma, H. Ch. Turning the International North–South Corridor into a «Digital Corridor». Comparative Politics Russia, 2018, Vol. 9, Iss. 4, pp. 124–138.

13. Passi, R. Money Matters: Discussing the Economics of the INSTC. ORF occasional paper. April 2017, No. 112. Observer Research Foundation, 2017, 34 p. [Электронный ресурс]: http://www.orfonline.org/research/money-mattersdiscussing-the-economics-of-the-instc/. Доступ 22.10.2019.

14. Наджафи Г., Малекан Ю. Железная дорога Исламской Республики Иран: новые перспективы // Бюллетень ОСЖД. – 2017. – № 1–2. – С. 15–20.

15. ОАО «РЖД» в мировой транспортной системе. Сотрудничество со странами Ближнего Востока и Африки // ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]: http://inter.rzd.ru/static/public/ru? STRUCTURE_ID=5009&layer_id=3290&id=137. Доступ 22.10.2019.

16. Назари А. Порт Чабахар: юго-восточные ворота международных маршрутов Ирана // Бюллетень ОСЖД. – 2018. – № 1. – С. 6–9.

17. Тестовый поезд пущен из Азербайджана в Иран по железной дороге // Информационное агентство ТАСС. – 2018. [Электронный ресурс]: https://tass.ru/ekonomika/4942072. Доступ 22.10.2019.

18. Азербайджан инвестирует 60 миллионов в иранский проект // Информационное агентство РЖД-Партнёр.ру. – 2017. [Электронный ресурс]: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/azerbaydzhan-investiruet‑60-millionov-v-iranskiy-proekt/. Доступ 22.10.2019.

19. Назари А. Казвин–Рашт: открыт ещё один железнодорожный участок международного транспортного коридора Север–Юг // Бюллетень ОСЖД. – 2019. – № 2. – С. 31–32.

20. Железная дорога между иранской Астарой и одноимённым городом в Азербайджане вступает в строй // Российское Информационное Агентство Iran.ru. – 15.01.2018. [Электронный ресурс]: http://www.iran.ru/news/economics/108154/Zheleznaya_doroga_mezhdu_iranskoy_Astaroy_i_odnoimennym_gorodom_v_Azerbaydzhane_vstupaet_v_stroy. Доступ 22.10.2019.

21. Международный транзит // АО «РЖД Логистика». – 2019. [Электронный ресурс]: https://www.rzdlog.ru/services/main/international_transit/. Доступ 22.10.2019.

22. Kaiser, I., Vinolas, J., Gómez del Pulgar, D., Galán, R. Contribution of variable gauge freight wheelsets to interoperability. Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part F: Journal of Rail and Rapid Transit, IMechE, 2018, Vol. 233, Iss. 5, pp. 489–505.

23. Вакуленко С. П., Колин А. В., Прокофьев М. Н. Новая технология ускоренных грузовых перевозок железнодорожным транспортом // Транспорт Российской Федерации. – 2014. – № 2 (51). – С. 47–49.

24. Прокофьев М. Н. Совершенствование технологии ускоренных грузовых перевозок железнодорожным транспортом / Дис… канд. техн. наук. – М., 2017. – 213 с.


Для цитирования:


Прокофьев М.Н., Тохиров М.М. ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР–ЮГ». Мир транспорта. 2019;17(5):200-213. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-200-213

For citation:


Prokofiev M.N., Tokhirov M.M. PROSPECTS FOR NORTH–SOUTH TRANSPORT CORRIDOR. World of Transport and Transportation. 2019;17(5):200-213. (In Russ.) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-200-213

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)