Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Борис Семёнович Якоби

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-284-300

Полный текст:

Аннотация

185 лет назад, в 1834 году молодой учёный Мориц Герман фон Якоби собрал в немецком Кёнигсберге (ныне российский Калининград) первый реально работающий электродвигатель. Наиболее важным в этом изобретении было открытие принципа беспрерывного вращательного движения.
Статья посвящена жизненному пути и научным достижениям знаменитого учёного, известность к которому после переезда в Россию пришла под именем Бориса Семёновича Якоби.
К его заслугам, в частности, относится разработка метода гальванопластики, положившего начало целому направлению прикладной электрохимии. Характерно, что результаты этого исследования учёный отразил в общедоступной или, используя современные термины, размещённой в открытом доступе публикации.
Научно-техническое творчество Якоби было многообразным. Он изобрёл несколько видов прибора для измерения электрического сопротивления, названного им вольтагометром. Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии, им был сконструирован телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв и цифр и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат. Он руководил строительством первых кабельных линий в Санкт-Петербурге и между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Якоби разрабатывал гальванические батареи, много работал над созданием противокорабельных мин нового типа; был инициатором формирования гальванических команд в сапёрных частях русской армии. По инициативе и под руководством Бориса Якоби было положено начало выбору в России единиц измерений, установлению метрической системы, разработке эталонов мер и весов.
Многочисленные научные достижения принесли Якоби заслуженное признание.

Об авторе

Н. Д. Григорьев

Россия

Григорьев Николай Дмитриевич – кандидат технических наук

Москва



Список литературы

1. Литвина О. С. Якоби Борис Семёнович // Новая Российская энциклопедия / Гл. ред. А. Д. Некипелов. – Т. XIX (1). – М.: Энциклопедия, 2017. – С. 401.

2. Цверава Г. К. Якоби Борис Семёнович // Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. – Т. 30. – М.: Советская энциклопедия, 1978. – С. 480.

3. Якоби Борис Семёнович // Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. – Т. 49. – М.: Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1957. – С. 521–523.

4. Якоби Борис Семёнович (Мориц Герман) // Советский энциклопедический справочник / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – С. 1567.

5. Белькинд А. Д., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А. История техники. – М.: Госэнергоиздат, 1956. – 496 с.

6. Истомин С. В. Самые знаменитые изобретатели России. – М.: Вече, 2000. – 469 с.

7. Шателен М. А. Русские электротехники второй половины XIX века. – М.-Л.: Государственное энергетическое издательство, 1949. – 379 с.

8. Шателен М. А. Русские электротехники XIXвека. – М.-Л.: Госэнергоиздат, 1955. – 432 с.

9. Веселовский О. Н., Шнейберг Я. А. Очерки по истории электротехники. – М.: Издательство МЭИ, 1993. – 252 с.

10. Самин Д. К. 100 великих учёных. – М.: Вече, 2000. – 592 с.

11. Якоби Борис Семёнович // Железнодорожный транспорт. Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Канарев. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994. – С. 557.

12. Doppelbauer M. The invention of the electric motor 1800–1854. A short history of electric motors. Part 1. [Электронный ресурс]: https://www.eti.kit.edu/english/1376.php. Доступ 22.05.2019.

13. Jacobi’s Motor. The first real electric motor of 1834. [Электронный ресурс]: https://www.eti.kit.edu/english/1382.php. Доступ 22.05.2019.

14. Сенаторов В. А. Коллекторный тяговый электродвигатель // Железнодорожный транспорт. Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Канарев. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994. – С. 187.

15. Григорьев Н. Д. Простота спасёт мир // Мир транспорта. – 2015. – № 1. – С. 244–253.

16. Петров Г. Н. Электрические машины. Ч. 3. Коллекторные машины постоянного и переменного тока. – М.: Энергия, 1968. –224 с.

17. Электротехника и электроника / Под ред. В. В. Кононенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 752 с.

18. Григорьев Н. Д. Телеграф Шиллинга для железных дорог // Мир транспорта. – 2011. – № 2. – С. 184–190.

19. Григорьев Н. Д. Умножение движущих сил // Мир транспорта. –2014. – № 3. – С. 238–245.


Для цитирования:


Григорьев Н.Д. Борис Семёнович Якоби. Мир транспорта. 2019;17(4):284-300. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-284-300

For citation:


Grigoriev N.D. Boris S. Jacobi. World of Transport and Transportation. 2019;17(4):284-300. (In Russ.) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-284-300

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)