Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Инновационная экосистема железнодорожного транспорта: практика ведущих компаний

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-244-258

Полный текст:

Аннотация

Железнодорожная отрасль является одной из ключевых сфер транспортной деятельности для многих стран мира, в частности для Российской Федерации. Инновационное развитие данной отрасли и компаний, входящих в неё, является важным аспектом развития экономики и инфраструктуры соответствующих стран.
Инновационная экосистема создаёт необходимую для такого развития благоприятную среду.
Целью данной статьи является анализ компонентов инновационной экосистемы – способов организации инновационной деятельности, предполагающих их классификацию на внутренние и внешние типы организации. Исследование проводится на основе сравнительного анализа практики наиболее конкурентоспособных мировых железнодорожных компаний.
Результаты позволяют сделать вывод, что большим уровнем конкурентоспособности и технологического развития характеризуются железнодорожные компании, применяющие инструменты как внешнего, так и внутреннего типов. Если внешний тип организации инновационной деятельности оказывает положительное влияние на снижение издержек, а также способствует активному взаимодействию с внешними профильными компаниями, то односторонняя ориентация на него ведёт к росту зависимости от сторонних организаций. Осуществление исследований и разработок в рамках собственных инновационных лабораторий и R&D центров позволяет железнодорожным компаниям существенно снижать подобную зависимость, однако приводит к высокому уровню издержек, повышает риски получения результатов, не соответствующих лучшему мировому уровню. Оптимальным и эффективным способом организации инновационной деятельности железнодорожной компании является смешанный тип, включающий элементы самостоятельного проведения исследований и разработок и активного взаимодействия с внешними организациями, компаниями и специалистами, что подтверждается деятельностью большинства анализируемых компаний. При этом важен выбор направлений технологического развития, в рамках которых возможно и целесообразно проведение самостоятельных исследований и разработок в настоящее время, а также тех, формирование компетенций по которым для самостоятельной деятельности или участия в инновационных консорциумах возможно в перспективе.

Об авторах

М. М. Железнов
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия

Железнов Максим Максимович – доктор технических наук, доцент, профессор кафедры информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве

Москва



О. И. Карасёв
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Карасёв Олег Игоревич – кандидат экономических наук, директор центра научно-технологического прогнозирования экономического факультета

Москва



А. В. Белошицкий
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Белошицкий Алексей Валерьевич – магистр по направлению «Экономика», заместитель директора Центра хранения и анализа больших данных

Москва



Е. А. Шитов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Шитов Егор Александрович – магистр по направлению «Менеджмент», ведущий специалист Центра хранения и анализа больших данных

Москва



Список литературы

1. Садовничий В. А., Акаев А. А., Коротаев А. В., Малков С. Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики / Научный совет по программе фунд. исслед. президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». – М.: ИСПИ РАН, 2012. – 359 с.

2. Алябьев С. и др. Инновации вРоссии – неисчерпаемый источник роста // Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice. – 2018. – 112 с.

3. Железнов М. М. О концепции информационно-технологического совершенствования системы ведения путевого хозяйства на основе инновационных технологий, в том числе спутниковых // Бюллетень Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». – 2012. – № 5. – С. 1–7.

4. Паспорт Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

5. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642).

6. Совещание по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта // Президент России: официальный сайт. [Электронный ресурс]: http://kremlin.ru/events/president/news/60630. Доступ 25.06.2019.

7. Железнов М. М. Концепция мониторинга и содержания инфраструктуры транспортных железнодорожных коридоров стран СНГ «пространства 1520» на основе спутниковых и геоинформационных технологий // Бюллетень Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». – 2011. – № 2. – С. 34–37.

8. Розенберг И. Н., Железнов М. М. Перспективы развития технологий мониторинга и содержания инфраструктуры транспортных железнодорожных коридоров стран СНГ «Пространства 1520» на основе спутниковых и геоинформационных технологий // Вестник транспорта Поволжья. – 2012. – № 6. – С. 36–39.

9. Железнов М. М. О приоритетных направлениях научных исследований ОАО «ВНИИЖТ» // Бюллетень Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». – 2013. – № 6. – С. 28–33.

10. Глобальное видение развития железнодорожного транспорта. Форсайт-исследование Международного совета по железнодорожным исследованиям // UIC Communication Department. – 2015. – 44 с.

11. Программа исследований и разработок // Shift2Rail: официальный сайт. [Электронный ресурс]: https://shift2rail.org/research-development/. Доступ 27.06.2019.

12. Гросфельд Т., Роландт Т. Д.А. Логика открытых инноваций: создание стоимости путём объединения сетей и знаний // Форсайт. – 2008. – Т. 2. – № 1. – pp. 24–29. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=16390108/ Доступ 29.08.2019.

13. Железнов М. М. Основные этапы развития научного знания и высоких технологий в путевом комплексе. Инновационный трансферт в инфраструктуру железнодорожного транспорта // Фундаментальные исследования для долгосрочного развития железнодорожного транспорта: сб. тр. членов и научных партнёров Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» / Под ред. Б. М. Лапидуса. – М.: Интекст, 2013. – С. 176–184.

14. Федюкович Е. В. Корпоративное предпринимательство: экономические и организационные аспекты // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 8. – С. 951–966.

15. Терехова Т. А. Компетентностный подход в управлении инновационными изменениями // Психология в экономике и управлении. – 2010. – № 1. – С. 31–37.


Для цитирования:


Железнов М.М., Карасёв О.И., Белошицкий А.В., Шитов Е.А. Инновационная экосистема железнодорожного транспорта: практика ведущих компаний. Мир транспорта. 2019;17(4):244-258. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-244-258

For citation:


Zheleznov M.M., Karasyov O.I., Beloshitsky A.V., Shitov E.A. Innovative Railway Transport Ecosystem: Practices of Leading Companies. World of Transport and Transportation. 2019;17(4):244-258. (In Russ.) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-244-258

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)