Повышение динамических качеств локомотива за счет изменения положения концевых витков пружин кузовного рессорного подвешивания
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-6-5
Аннотация
В статье представлены результаты исследования влияния положения концевых витков пружин кузовного рессорного подвешивания локомотива на их статический прогиб и на параметры упругой поперечной связи тележки с кузовом, зависящей от углового перемещения концевых витков при вписывании локомотива в кривые разного направления, с целью повышения динамических качеств электровоза.
Методом математического моделирования с использованием программного комплекса автоматизированного проектирования были рассмотрены различные варианты установки кузовных пружин, приведен и обоснован оптимальный вариант положения концевых витков пружин, при котором повышаются динамические качества локомотива за счет наименьшего сопротивления повороту тележки, симметричности возвращающих моментов и обеспечения благоприятного вписывания локомотива в кривые участки пути, что снижает интенсивность изнашивания гребней бандажей колес.
Установлено, что направление навивки кузовных пружин при оптимальном варианте положения концевых витков не оказывает существенного влияния на симметричность возвращающего момента при вписывании тележки в кривые разного направления.
Об авторах
С. Г. ШантаренкоРоссия
Шантаренко Сергей Георгиевич – доктор технических наук, профессор кафедры технологий транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава
Омск
WoS Researcher ID: B‑1719-2016; Scopus Author ID: 57200089403; РИНЦ Author ID: 477507
С. В. Савинкин
Россия
Савинкин Сергей Владимирович – аспирант кафедры технологий транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава
РИНЦ Author ID: 1098289
Омск
Список литературы
1. Гарг В. К., Дуккипати Р. В. Динамика подвижного состава. Пер. с англ. К. Г. Бомштейна / Под ред. Н. А. Панькина. – М.: Транспорт, 1988. – 391 с. ISBN 5-277-00226-X.
2. Шантаренко С. Г., Савинкин С. В., Свиридова Ю. А. Неравномерное распределение осевых нагрузок как фактор одностороннего износа гребней колесных пар электровозов серии 2ЭС6 // «Транспорт и логистика: развитие в условиях глобальных изменений потоков»: сб. научных трудов VII международной научно-практ. конференции. – Ростов-на-Дону, 2023. – С. 410–414. ISBN 978-5-907295-82-7.
3. Савоськин А. Н., Бурчак Г. П., Бондаренко Д. А. Вероятностные методы в задачах динамики, прочности и безотказности рельсовых экипажей: Стереотипное издание. – М.: Изд-во Альянс, 2022. – 612 с. ISBN 978-5-00106-528-9.
4. Лисунов В. Н. Использование сил взаимодействия движущего колеса с рельсом в режимах тяги и электрического торможения: монография / В. Н. Лисунов. – Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2003. – 160 с. ISBN 5-94941-016-5.
5. Буйносов А. П., Фетисова Н. Г. Варианты использования и расчет цилиндрических винтовых пружин в рессорном подвешивании современных локомотивов // Научно-технический вестник Поволжья. – 2016. – № 5. – С. 62–64. EDN: WRPXNJ.
6. Шантаренко С. Г., Савинкин С. В. Влияние расположения концевых витков пружин кузовного рессорного подвешивания локомотива на параметры упругой поперечной связи кузова с тележкой // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2023. – № 2. – С. 45–50. DOI: 10.46973/0201-727X_2023_2_5.
7. Гончаров П. С., Артамонов И. А., Халитов Т. Ф., Денисихин С. В., Сотник Д. Е. NX Advanced Simulation. Инженерный анализ. – М.: ДМК Пресс, 201. – 504 c. ISBN 978-5-94074-841-0.
8. Андрющенко А. А., Шутова М. Н. Влияние расположения опорного витка пружины буксового рессорного подвешивания на прочность корпуса буксы электровоза 2ЭС5К // Вестник всероссийского научноисследовательского и проектно-конструкторского института электровозостроения. – 2008. – №1 (55). – С. 168–174. EDN: JWLASJ.
9. Шантаренко С. Г., Савинкин С. В., Свиридова Ю. А. Конструкционные особенности узлов механической части и отказы локомотивов новых серий // «Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов»: материалы ХII всероссийской научной-техн. конференции с международным участием. – Омск, 2022. – С. 96–106. ISBN 978-5-94941-311-1.
10. Парнюк С. М. Надежность технических средств и подходы к техническому регулированию // Локомотив. – 2022. – № 7 (787). – С. 13–18. EDN: TCSDHB.
11. Савинкин С. В., Шантаренко С. Г. Влияние поперечной жесткости кузовного подвешивания электровоза 2ЭС6 на износ гребней колесных пар // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы XVI научной конференции, посвященной Дню российской науки / отв. ред. И. И. Галиев. – Омск: Изд-во ОмГУПС, 2022. – С. 401–407. EDN: ZPZQSF.
12. Ашуркова С. Н., Антипин Д. Я. Выбор рациональной несущей конструкции кузова пассажирского вагона с подкрепляющими элементами перфорированного сечения // Транспорт Урала. – 2019. – № 2 (61). – С. 23–27. EDN: HKPNJX.
13. Мартьянов А. А., Мартьянов А. П., Яхин С. М. Практический расчет упругих элементов с большим шагом витков на прочность и жесткость при деформации сжатия // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2010. – Т. 5. – № 4 (18). – С. 117–119. EDN: NBJOUH.
14. Галиев И. И., Минжасаров М. Х., Липунов Д. В. Формирование математической модели вертикальных колебаний электровозов 2ЭС6 с учетом динамики колесно-моторных блоков // Известия Транссиба. – 2021. – № 4 (48). – С. 96–108. EDN: DXXRHE.
15. Буйносов А. П. Методы повышения ресурса бандажей колесных пар тягового подвижного состава: Монография. – М.: УМЦ по образованию на ж. д. транспорте, 2010. – 224 с. ISBN 978-5-9994-0038-3.
16. Кузнецов В. Ф., Шантаренко С. Г., Савинкин С.В. Износ материала гребня бандажа колеса локомотива // Известия Транссиба. – 2022. – № 4 (52). – С. 82–88. EDN: EFFXCC.
17. Доронин С. В., Доронина И. И. Управление движением локомотивных тележек в кривых // Известия Транссиба. – 2016. – № 1 (25). – С. 25–30. EDN: VYXGPZ.
Рецензия
Для цитирования:
Шантаренко С.Г., Савинкин С.В. Повышение динамических качеств локомотива за счет изменения положения концевых витков пружин кузовного рессорного подвешивания. Мир транспорта. 2023;21(6):40-47. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-6-5
For citation:
Shantarenko S.G., Savinkin S.V. Increasing the Dynamic Characteristics of the Locomotive by Changing the Position of the End Coils of the Springs of the Body Spring Suspension. World of Transport and Transportation. 2023;21(6):40-47. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-6-5