Нормативная база обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожной техники по ресурсу несущих конструкций
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-3-10
Аннотация
Перевод эксплуатации железнодорожной техники на договоры жизненного цикла и подтверждение соответствия её безопасности отраслевым техническим регламентам в условиях отсутствия законодательной базы по отзыву недоброкачественной продукции влекут за собой необходимость более тщательного анализа ресурсных показателей конструктивных составляющих подвижного состава и верхнего строения пути. Под таким углом зрения рассмотрены состояние имеющейся нормативной базы подтверждения критериев прочности и ресурса несущих элементов подвижного состава и пути, влияние регуляторной «гильотины» и общий переход от системы советских ГОСТов и норм прочности к современным подходам к сертификации и разделению таких понятий, как «стандарт» и «поддерживающий стандарт».
На примерах проводимых ранее работ по обеспечению безопасности эксплуатации рамы тележки ЭР200 и работ по переходу на отечественные кассетные подшипники в рамках импортозамещения, проводимых в настоящее время для разных типов подвижного состава, показаны тенденции отхода от классических методов стендовых испытаний, внедрение ресурсного подхода с оценкой дефектности.
Основываясь на этих новых методах и подходах, возможно рассматривать более длительные периоды эксплуатации, обоснованно давать оценку продлению срока службы или назначать ресурсовосстанавливающую технологию, обеспечивая дальнейшую безопасную эксплуатацию. В рамках этих новых тенденций осуществляется переход к современным методам моделирования оценки безопасности продукции, внедряются такие понятия, как «виртуальный датчик» и «виртуальная система «поезд – путь». Показано, что разумное сочетание натурных эксплуатационных испытаний и виртуального цифрового моделирования позволяют в сжатые сроки дать достоверные оценки показателей ресурса и безопасности на стадиях проектирования и эксплуатации.
Об авторах
В. С. КоссовРоссия
Коссов Валерий Семенович – доктор технических наук, профессор, генеральный директор
Коломна
Д. А. Князев
Россия
Князев Дмитрий Александрович – кандидат технических наук, заместитель заведующего отделом
Коломна
Н. Ф. Красюков
Россия
Красюков Николай Федорович – кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник
Коломна
Н. А. Махутов
Россия
Махутов Николай Андреевич – доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник
Москва
М. М. Гаденин
Россия
Гаденин Михаил Матвеевич – доктор технических наук, главный научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Оганьян Э. С., Волохов Г. М. Расчёты и испытания на прочность несущих конструкций локомотивов. – М.: УМЦ по образованию на ж.д. транспорте, 2013. – 326 с. ISBN: 978–5–89035–618–5.
2. Махутов Н. А., Гапанович В. А., Коссов В. С., Оганьян Э. С., Красюков Н. Ф., Волохов Г. М. Методы определения ресурса и циклической прочности конструкций экипажной части локомотивов // Транспорт: наука, техника, управление. – 2016. – № 10. – С. 3–12. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27180774&ysclid=lnbggnup2j283492649. Доступ 17.04.2023.
3. Волохов Г. М., Огуенко В. В., Тимаков М. В. Линейная аппроксимация кривой усталости натурных осей колёсных пар подвижного состава в гигацикловом диапазоне // Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты // Тезисы докладов VIII Междунар. научно-техн. конференции (Санкт-Петербург, 3–7 июля 2013 г.). – СПб.: ПГУПС, 2013. – С. 38–41. [Электронный ресурс]: https://drive.google.com/file/d/13Q9KxaPJpqgYS90tkcIunpyeSGEh4uQ1/view [полный текст материалов конференции]. Доступ 17.04.2023.
4. Волохов Г. М, Князев Д. А., Тимаков М. В. Использование генерированного блока нагрузок колёсной пары высокоскоростного подвижного состава при расчёте живучести оси // Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты. Материалы XII Междунар. научно-практической конф. (Санкт-Петербург, 5–9 июля 2017 г.). – СПб.: ПГУПС, 2017. – 190 с. – С. 128–130. ISBN 978-5-7641-0908-4. [Электронный ресурс]: https://drive.google.com/file/d/1xL6JI2sKUTOLcL0G04YKxY6kLR3bHD4E/view [полный текст материалов конференции]. Доступ 17.04.2023.
5. Оганьян Э. С., Волохов Г. М., Гасюк А. С., Фазлиахметов Д. М., Муравлёв Е. В. Безопасная эксплуатация локомотивов по ресурсу их базовых частей // Безопасность труда в промышленности. – 2017. – № 6. – С. 54–57. DOI: 10.24000/0409-2961-2017-6-54-58.
6. Волохов Г. М., Князев Д. А., Тимаков М. В. Моделирование роста трещины на полой оси моторной колёсной пары высокоскоростного подвижного состава // Локомотивы. Транспортно-технологические комплексы. XXI век. Сб. материалов V Междунар. научно-техн. конф., посвящённой 180‑летию железных дорог России (Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2017 г.). – СПб.: ПГУПС, 2017. – 455 с. – С. 61–65. ISBN: 978–5–7641–1098–1.
7. Оганьян Э. С., Волохов Г. М., Гаджиметов Г. И. К вопросу о порядке обновления парка и продления сроков службы эксплуатирующихся локомотивов в свете требований ТР ТС 001/2011 // Локомотивы. Транспортно-технологические комплексы. XXI век. Сб. материалов V Междунар. научно-технической конф., посвящённой 180‑летию железных дорог России (Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2017 г.). – СПб.: ПГУПС, 2017. – 455 с. – С. 69–72. ISBN: 978-5-7641-1098-1.
8. Волохов Г. М., Овечников М. Н., Князев Д. А., Тимаков М. В. Моделирование роста трещины в осях железнодорожного подвижного состава // Компьютерное моделирование в железнодорожном транспорте: динамика, прочность, износ. IV научно-технический семинар (Брянск, 3–4 апреля 2018 г.). – Брянск: Изд-во БГТУ, 2018. – 78 с. – С. 27–29. ISBN: 978-5-906967-87-9.
Рецензия
Для цитирования:
Коссов В.С., Князев Д.А., Красюков Н.Ф., Махутов Н.А., Гаденин М.М. Нормативная база обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожной техники по ресурсу несущих конструкций. Мир транспорта. 2023;21(3):106-114. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-3-10
For citation:
Kossov V.S., Knyazev D.A., Krasyukov N.F., Makhutov N.A., Gadenin M.M. Regulatory Framework for Ensuring Safe Operation of Railway Equipment Based on the Service Life of Load-Bearing Structures. World of Transport and Transportation. 2023;21(3):106-114. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-3-10