Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Методология проектирования объектов дорожного сервиса автомобилей

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-2-7

Аннотация

В современных методиках технологического проектирования мощность объектов сервиса зависит от числа заездов на них автомобилей в единицу времени. При этом независимо от вида объекта сервиса число заездов так или иначе связывают с интенсивностью их движения на данной дороге, а также с одной из характеристик, определяющих скорость наступления данного события. Такой характеристикой, например, для СТО, является интенсивность отказов автомобилей, для АЗС – интенсивность расходования топлива, для гостиниц и стоянок – интенсивность наступления утомления водителей и пассажиров. Это позволяет сделать заключение о существенном сходстве процессов, в результате которых возникает событие, именуемое заездом. Таким образом, целью данного теоретического исследования являлась разработка единого для всех объектов дорожного сервиса подхода к определению числа таких событий, а также общей методологии их проектирования.
Характерной особенностью работы объектов сервиса является изменяющийся во времени поток требований на работу средств обслуживания, а также переменные трудоёмкость и продолжительность устранения неисправностей или предоставление других услуг сервиса. Системы, в которых переменными и случайными являются моменты поступления требований на обслуживание и продолжительность самих обслуживаний, называют системой массового обслуживания. Поэтому авторами для обоснования числа заездов автомобилей на объекты дорожного сервиса предложен вероятностный метод, основным инструментом которого являются положения и математический аппарат теории массового обслуживания.
Основным условием функционирования системы массового обслуживания является соотношение между входящим потоком требований и абсолютной пропускной способностью системы. Таким образом, математическая модель, предложенная авторами, рассматривает показатели эффективности средств обслуживания в зависимости с одной стороны от величины входящего потока требований и его вариации, а с другой – от пропускной способности и производительности средств обслуживания.

Об авторах

В. А. Масленников
Ивановский государственный политехнический университет
Россия

Масленников Валерий Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры транспорта и автомобильных дорог

 Иваново 



М. В. Заика
Ивановский государственный политехнический университет
Россия

Заика Максим Валерьевич – ассистент кафедры транспорта и автомобильных дорог

 Иваново 



А. В. Маркелов
Ярославский государственный технический университет
Россия

Маркелов Александр Владимирович – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта 

 Ярославль



Список литературы

1. Шаров А. Ю. Дорожный сервис. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун.-т, 2018. – 170 с. ISBN 978-5-94984-654-4. [Электронный ресурс]: https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/7850. Доступ: 26.11.2022.

2. Тахтамышев Х. М. Основы технологического расчёта автотранспортных предприятий. – М.: Академия, 2011–352 с. ISBN 978-5-7695-7467-2.

3. Верёвкин Н. И., Новиков А. Н., Давыдов Н. А. и др. Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания автомобилей. – М.: «Академия», 2013. – 400 с. ISBN 978-5-7695-7172-5.

4. Serova, E., Somova, K. The Decision of Tasks of Estimation of the State Automotive-Road Service System. Procedia Engineering, 2016, Vol. 150, pp. 2062–2066. DOI: 10.1016/j.proeng.2016.07.303.

5. Гудков В. А. Особенности функционирования предприятий придорожного автосервиса // Автотранспортное предприятие. – 2009. – № 10.– С.24–27. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=lnbswtic28626036737&id=12886141. Доступ 24.01.2023.

6. Маврин В. Г., Хабибуллин Р. Г., Макарова И. В. Проектирование сети автосервисных предприятий методами имитационного моделирования // Автотранспортное предприятие. – 2008. – № 7. – С. 37–39. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=12499338&ysclid=lnbsz1rlvm515760080. Доступ 24.01.2023.

7. Никулина Н. Л., Аверина Л. М. Роль региональной транспортно-логистической инфраструктуры в формировании единого экономического пространства. // Мир транспорта. – 2021. – № 19 (3).– С.34–44. DOI: 10.30932/1992-3252-2021-19-3-4.

8. Jones, Р., Cinderby, S. Innovative Approaches to Option Generation. European Journal of Transport and Infrastructure Research, 2009, Vol. 3, pp. 237–258. DOI: 10.18757/ejtir.2009.9.3.3309.

9. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. – М.: «Дрофа», 2004. – 208 с. ISBN 5-7107-7770-6.

10. Вагнер Г. Основы исследования операций. Том 3 / Пер. с англ. Б. Т. Вавилова. – М.: Издательство «Мир», 1973.– 505 с.

11. Напольский Г. М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. – М.: Транспорт, 1993. – 271 с. ISBN 5-277-01256-7.

12. Масуев М. А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. – М.: «Академия», 2007. – 224 с. ISBN 978-5-7695-2871-2.

13. Безродный А. А., Резчиков А. Ф. Модели структур и алгоритмы управления автозаправочными станциями. – Саратов: СГТУ, 2004. – 249 с. ISBN 5-7433-1403-9.

14. Падня В. А. Применение теории массового обслуживания на транспорте (железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном). – М.: Транспорт, 1968.– 208 с.

15. Острейковский В. А. Теория надёжности. – М.: Высшая школа, 2003. – 463 с. ISBN 978-5-06-005954-0.

16. Канен М. Г. Ф., Масленников В. А. Обоснование потребности населённых пунктов в линиях технического осмотра автотранспортных средств // Вестник МГСУ. – 2016. – № 1. – С. 161–169. DOI: 10.22227/1997-0935.2016.1.161-169.

17. Масленников В. А., Павлов Д. А. Обоснование предельного числа мест в очереди при проектировании сложных технических объектов как систем массового обслуживания // Инженерные и социальные системы: сборник научных трудов ин-та архитектуры, строительства и транспорта ИВГПУ. – Иваново. – 2020.– № 5.– С.70–74. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44049676. Доступ 26.11.2022.

18. Глаголев С. Н., Головин С. И., Севрюгина Н.С. Теория оценки экономической устойчивости предприятий сервиса автомобильного транспорта // Мир транспорта и технологических машин. – 2011. – № 4 (35). – С.42–45. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17280349. Доступ 26.11.2022.

19. Савосина М. И. Оценка эффективности устойчивого развития транспорта // Мир транспорта. – 2020.– № 18 (2).– C. 50–66. DOI: 10.30932/1992-3252-2020-18-50-66.


Рецензия

Для цитирования:


Масленников В.А., Заика М.В., Маркелов А.В. Методология проектирования объектов дорожного сервиса автомобилей. Мир транспорта. 2023;21(2):61–67. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-2-7

For citation:


Maslennikov V.A., Zaika M.V., Markelov A.V. Methodology for Designing Road Vehicle Service Facilities. World of Transport and Transportation. 2023;21(2):61–67. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-2-7

Просмотров: 189


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)