Современные системы интервального регулирования движения поездов железных дорог мира
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-2-2
Аннотация
Обзорное исследование посвящено анализу современных систем, направленных на дополнение или замену существующих систем железнодорожной автоматики.
Рассматриваются ERTMS (ЕС), CTCS (КНР), ATACS (Япония), PTC (США), АБТЦ-МШ (Россия).
Представлены основные подходы и принципы, положенные в основу разработки систем интервального регулирования, современные тенденции их развития на железнодорожных магистралях общего пользования в России и за рубежом с учётом масштабов их применения, основные проблемы, возникшие на этапах внедрения и эксплуатации, а также предложена оценка перспектив дальнейшего совершенствования данных систем.
Несмотря на то, что каждая из систем заслуживает отдельного детального рассмотрения, сделана попытка провести системный сравнительный анализ и выявить различия и общие закономерности их последующей эволюции.
Об авторах
А. П. БатуринРоссия
Батурин Александр Павлович – доктор технических наук, профессор кафедры управления эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте
Москва
А. П. Осипов
Россия
Осипов Александр Петрович – технолог 1 категории ;
аспирант кафедры управления эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте»
Москва
Список литературы
1. Система ETCS: перспективы и опыт [J. Pore по материалам комитета ITC IRSE, Signal und Draht, 2007, № 10, S. 34–40 (нем.); S. 41–47 (англ.)] // Железные дороги мира.– 2008.– № 4.– С.63–71. Электронный ресурс https://zdmira.com/images/pdf/_dm2008–04_63–71.pdf. Доступ 13.01.2023.
2. Modern Railway Engineering. Ed.: Hessami, A. InTech, 2018, 208 p. DOI: 10.5772/68005.
3. Ning, B., Tang, T., Qiu, K., Gao, C., Wang, Q. CTCS – Chinese Train Control System. WIT Transactions on State of the Art in Science and Engineering, 2010, Vol 46. DOI: 10.2495/978-1-84564-494-9/01.
4. Ranjbar, V., Olsson, N. O.E. Key challenges for European Rail traffic Management System. Proceedings of 8th Transport Research Arena TRA 2020, April 27–30, 2020, Helsinki, Finland. [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net/publication/351854445_Key_challenges_of_European_Rail_traffic_Management_System. Доступ 13.01.2023.
5. Ranjbar, V. Challenges for ERTMS related to implementation, technology and railway capacity. Licentiate Thesis in Transport Science, KTH Royal Institute of Technology, 2021. [Электронный ресурс]: https://kth.divaportal.org/smash/get/diva2:1618096/FULLTEXT01.pdf. Доступ 13.01.2023.
6. Abbas, Y., Martinetti, A., Houghton, R., Majumdar, A. Disentangling large scale technological projects: Learning from ERTMS roll-out case study in the Netherlands. Research in Transportation Business & Management, 2022, Vol. 45, Part C, 100856. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2022.100856.
7. Lin Junting, Dang Jianwu, Min Yongzhi. NGCTCS: Next-generation Chinese Train Control System. Journal of Engineering Science and Technology Review, 2016, 9 (6), pp. 122–130. DOI:10.25103/jestr.096.18.
8. Lawrence, M., Bullock, R., Liu, Z. China’s High-Speed Rail Development. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2019. DOI:10.1596/978-1-4648-1425-9.
9. Miyaguchi, N., Uchiyama, D., Inada, I., Baba, Y., Hiura, N. The radio-based train control system ATACS. WIT Transactions on The Built Environment, 2014, Vol. 155, Computers in Railways XIV Special Contributions, pp. 175–183. [Электронный ресурс]: https://www.witpress.com/Secure/elibrary/papers/CRS14/CRS14015FU1.pdf. Доступ 13.01.2023.
10. Igarashi, T., Aoyagi, M., Ubukata, R., Amiya, N., Tobita, Y. Automatic train control system for the Shinkansen utilizing digital train radio. WIT Transactions on The Built Environment, Computers in Railways IX, J. Allan, C.A. Brebbia, R. J. Hill, G. Sciutto & S. Sone (Editors), 2004, Vol. 74, p. 455–463. DOI: 10.2495/CR040471.
11. Zhipeng Zhang, Xiang Liu, Holt, K. Positive Train Control (PTC) for railway safety in the United States: Policy developments and critical issues. Utilities Policy, 2018, Vol. 51, pp. 33–40. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jup.2018.03.002. [Ограниченный доступ].
12. Hann, G. Incremental Train Control System. IEEE Vehicular Technology Magazine, 2010, Vol. 5, Iss. 4, pp. 50–55. DOI: doi: 10.1109/MVT.2010.939108. [Ограниченный доступ].
13. Ефремов А. Развертывание системы ETCS на городской железной дороге Штутгарта // Железные дороги мира. – 2019. – № 9. – С.63–70. [Электронный ресурс]: https://zdmira.com/images/pdf/_dm2019–09_63–70.pdf. Доступ 13.01.2023.
14. Развитие системы сигнализации в Китае и автоведение поездов [Материалы Первой всемирной конференции по сигнализации (эволюция системы ERTMS), Милан (Италия), 26–28 марта 2018 г.; International Railway Journal, 2018, № 7, pp. 32–35] // Железные дороги мира. – 2018. – № 10. [Электронный ресурс] https://zdmira.com/articles/razvitie-sistemy-signalizatsii-v-kitae-i-avtovedenie-poezdov. Доступ 13.01.2023.
15. Peters, J. C., Frittelli, J. Positive Train Control (PTC): Overview and Policy Issues. Report number: R42637, 2012. Affiliation: Congressional Research Service. DOI: 10.13140/RG.2.1.4916.0089.
16. Астрахан В. И., Воронин В. А., Кравец И. М., Малинов В. М., Марков А. В., Маршов С. В., Цукерман Б. Г., Шухина Е.Е. Микропроцессорная автоблокировка типа АБТЦ-МШ: Учебное пособие. М.: Акционерное общество «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (Москва), 2013. – 128 с.
17. Астрахан В. И., Зорин В. И., Кисельгоф Г. К. [и др.]. Унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У): Учебное пособие. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008.– 177 с.
18. Системы управления движением поездов в США [W. Vantuono. International Railway Journal, 2009, № 10, p. 32–34, 36; материалы администрации США (frwebgate.access.gpo.gov)] // Железные дороги мира. – 2010.– № 9.– С. 40–43. [Электронный ресурс]: https://zdmira.com/images/pdf/_dm2010–09_40–43.pdf. Доступ 13.01.2023.
19. Безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК. Ред. Астрахан, В. И., Висков, В. В., Гринфельд И. Н., [и др.]. М.: ОАО «НИИАС», 2013. – 135 с.
20. Шухина Е. Е., Астрахан В. И., Панферов И. А., Кисельгоф Г. К. Гибридная система интервального регулирования движения поездов для Московского центрального кольца // Материалы конференции «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование (ИСУЖТ‑2018)». М.: Акционерное общество «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», 2018. – С. 31–35. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/download/elibrary_36916628_13419167.pdf. Доступ 13.01.2023.
Рецензия
Для цитирования:
Батурин А.П., Осипов А.П. Современные системы интервального регулирования движения поездов железных дорог мира. Мир транспорта. 2023;21(2):18-26. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-2-2
For citation:
Baturin A.P., Osipov A.P. Modern Systems of Train Traffic Interval Control on World Railways. World of Transport and Transportation. 2023;21(2):18-26. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-2-2