Рельсовый путь для лёгкого рельсового транспорта
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-2
Аннотация
Рассмотрены и проанализированы известные конструкции и технологии изготовления рельсового пути для лёгкорельсового (или лёгкого рельсового) транспорта (ЛРТ) и оценены тенденции в развитии этого вида транспорта, а также выявлена недооценка общественного рельсового транспорта при существующей «тенденции на ликвидацию трамвайного движения» в ряде городов России, несмотря на проблемы городского наземного пассажирского транспорта, связанные с ограниченным ресурсом городского пространства. Рассмотрены перспективы развития городского наземного пассажирского транспорта, относящегося к категории ЛРТ, с учётом внедрения новых видов подвижного состава, развития инфраструктуры, снижения стоимости, сроков модернизации существующих и строительства новых путей.
Цель данной статьи – представить вариант рельсового пути для ЛРТ, с рассмотрением его конструктивных и технологических особенностей, а также сравнительной оценкой его технико-экономических показателей. В качестве метода исследования в статье использован анализ существующего состояния, перспектив и тенденций развития ЛРТ в России, что позволило предложить вариант решения существующей проблемы городского пассажирского транспорта. Исследования отражались в соответствующих патентах, в рассматриваемых заявках на предполагаемые изобретения, а также в опыте изготовления натурных образцов.
Рассмотрены и приведены сравнительные оценки известных конструкций шпального и бесшпального путей, на балластном и безбалластном основаниях, применяемого для ЛРТ.
Предложена сборная, двухуровневая конструкция безбалластного рельсового пути для ЛРТ, состоящего из свайного основания, с установленными на нём лежневыми блоками, соединёнными поперечными связями. Изложены конструктивные и технологические особенности и показаны преимущества по существенным показателям предлагаемой конструкции в сравнении с известными конструкциями рельсового пути для ЛРТ.
Показано, что предлагаемая конструкция пути позволяет формировать самодостаточную, самоорганизующуюся логистическую систему и оперативно организовывать перманентное строительство; пассажиропотоки; грузопотоки. При этом концепция «от инфраструктуры к объекту», заменяется на концепцию «от объекта к инфраструктуре», что позволяет развитию объекта опережать развитие транспортной инфраструктуры как затратной, с отдалённой окупаемостью, системы.
Об авторах
А. М. ЖелудкевичРоссия
Желудкевич Алексей Михайлович – генеральный директор
Калуга
С. Л. Заярный
Россия
Заярный Сергей Леонидович – кандидат технических наук
Калуга
Список литературы
1. Качкин Д., Арутюнян Л. Оценка перспектив развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте // Качкин и партнёры, адвокатское бюро, 2019. – 43 с. [Электронный ресурс]: https://www.kachkin.ru/wp-content/uploads/2019/10/kachkin_tram_2019_fin_web.pdf. Доступ 06.09.2022.
2. Котляров М. А. Городской пассажирский транспорт / Часть 1. Транспорт в системе устойчивого городского развития. – Екатеринбург: типография «Альфа Принт», 2019. – 30 с. ISBN 978-5-907080-50-8.
3. Городской рельсовый транспорт – концепция и реализация // Железные дороги мира. – 2009. – № 11. – С. 29–36. [Электронный ресурс]: https://zdmira.com/images/pdf/dm2009-11_29-36.pdf. Доступ 06.09.2022.
4. Резников И. Л., Истомина Л. Ю., Баранов А. С., Сабельникова Е. С. Определение оптимального вида рельсового транспорта для городов России: опыт Калининграда, Самары, Владивостока, Санкт-Петербурга // Транспорт Российской Федерации / Специальный выпуск. – 2015. – С. 15–21. [Электронный ресурс]: http://rostransport.com/science_transport/pdf/2015/15-21.pdf. Доступ 16.08.2022.
5. Проект скоростного трамвая // Мир транспорта. – 2013. – № 3 (57). [Электронный ресурс]: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/378. Доступ 17.09.2022.
6. Дранченко Ю. Н. Организация пассажирских железнодорожных перевозок в мегаполисной системе «Город-пригород» / Дис… к.т.н. – М.: РУТ (МИИТ), 2019. – 248 с. [Электронный ресурс]: https://rut-miit.ru/content/Диссертация.pdf?id_wm=811503. Доступ 17.09.2022.
7. Попович М. В., Бугаенко В. М., Волковойнов Б. Г. [и др.]. Путевые машины: Учебник / Под ред. М. В. Поповича, В. М. Бугаенко. – М.: Желдориздат, 2007. – 756 с. ISBN 978-5-9994-0003-1.
8. Тарасов Д. Э. Подвижной состав на комбинированном ходу в России: развитие // Мир транспорта. – 2017. – Т. 15. – № 2 (69). – С. 74–80. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2017-15-2-7.
9. Байко Н. И., Заярный С. Л., Мокин Д. Г. Исследование математической модели выправки железнодорожного пути машиной на комбинированном ходу // Сб.: Наукоёмкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе. Материалы Всероссийской научно-технической конференции. – Т. 3. – С. 23–27. [Электронный ресурс]: https://conference.bmstu-kaluga.ru/uploads/userfiles/december_2017_3.pdf. Доступ 20.09.2022.
10. Савин А. В. Условия применения безбалластного пути / Дис… д.т.н. – М.: ВНИИЖТ, 2017. – 386 с. [Электронный ресурс]: https://rgups.ru/site/assets/files/92460/dissertatciia_savin_na_sait_07.09.2017.pdf. Доступ 20.09.2022.
11. Кравченко Н. Д. Новые конструкции железнодорожного пути для метрополитена / Дис… д.т.н. – М.: ВНИИЖТ, 1998. – 403 с. [Электронный ресурс]: https:// www.dissercat.com/content/novye-konstruktsiizheleznodorozhnogo-puti-dlya-metropolitenov [платный доступ].
12. Патент 2765269. Российская Федерация. Зарегистрирован в Госреестре изобретений РФ 27.01.2022 г. [Электронный ресурс]: https://patenton.ru/patent/RU2765269C1. Доступ 16.08.2022.
13. Цыпин П. Е., Разуваев А. Д. Выгоды безбалластной конструкции пути для крупных транспортных объектов // Мир транспорта. –2017. – Т. 15. – № 3 (70). – С. 132–138. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2017-15-3-12.
14. Кравченко Н. Д., Башлыков А. В., Курило Ю. А. Малообслуживаемый железнодорожный путь наземных участков с железобетонным основанием для промышленного транспорта // Промышленный транспорт ХХI век. – 2013. – № 1. – С. 45–48.
15. Черлунчакевич В. Ускоренные технологии TINES для трамвайных путей // Мир транспорта. – 2017. – Т. 15. – № 2 (69). – С. 48–59. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2017-15-2-5. [Электронный ресурс]: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/1152. Доступ 16.08.2022.
16. Baker, D. M., Lee, B. How Does Light Rail Transit (LRT) Impact Gentrification? Evidence from Fourteen US Urbanized Areas. Journal of Planning Education and Research, 2019, Vol. 39 (1), pp. 35–49. DOI: https://doi.org/10.1177/0739456X17713619.
17. Koike, H. Mobility perspective for a local city in Japan. IATSS Research, 2014, Vol. 38, 8 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.iatssr.2014.05.006.
18. Tjahjono, T., Kusuma, A., Septiawan, A. The Greater Jakarta Area Commuters Travelling Pattern. Transportation Research Procedia, Vol. 47, 2020, pp. 585–592. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2020.03.135.
19. Seuk Yen Phoong, Seuk Wai Phoong, Sedigheh Moghavvemi, Kok Hau Phoong. User Perception on Urban Light Rail Transit. Civil Engineering and Architecture, 2019, Vol. 7, No. 6A, pp. 43–49. DOI: 10.13189/cea.2019.071405.
20. Losa, M., Pratelli, A., Riccardi, C. The integration of buses with a high level of service in the medium cities urban context. WIT Transactions on The Built Environment, Vol. 138, 2014. DOI:10.2495/UT140141.
Рецензия
Для цитирования:
Желудкевич А.М., Заярный С.Л. Рельсовый путь для лёгкого рельсового транспорта. Мир транспорта. 2022;20(5):13-22. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-2
For citation:
Zheludkevitch A.M., Zayarny S.L. Rail Track for Light Rail Transit Systems. World of Transport and Transportation. 2022;20(5):13-22. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-2