Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Исследование влияния факторов на качество обслуживания пассажиров и эффективность использования подвижного состава

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-8

Аннотация

Транспортное планирование представляет собой насущную для большинства стран задачу, включающую её реализацию на региональном и локальном уровне. Разработка документов транспортного планирования в субъектах Российской Федерации актуальна и предполагает под собой достижение таких целей, как повышение качества перевозок пассажиров и снижение расходов на перевозки. Каждый из документов транспортного планирования включает перечень мероприятий, при исполнении которых повышается качество обслуживания пассажиров и эффективность использования подвижного состава.
Целью статьи является определение существенности влияния технико-эксплуатационных факторов на результирующие показатели качества обслуживания пассажиров и эффективность использования подвижного состава. В качестве метода определения использован метод планирования эксперимента, описанный в работе Ю. П. Адлера.
Используемый метод планирования эксперимента даёт возможность получить количественные оценки влияния факторов с такой же достоверностью, как и при других методах. Оценка проведена для независимых или условно независимых между собой факторов. В данном случае такими факторами являются: число автобусов на маршруте, длина маршрута, время оборота, время простоя на конечных пунктах, допустимое отклонение от расписания, время работы водителей, нулевой пробег всех автобусов.
Постоянными в расчётах принимаются независимые факторы, относящиеся к характеристикам спроса на перевозки, так как при проведении мероприятий по совершенствованию организации работы автобусов на маршрутах на них не может быть оказано влияние. Это такие факторы, как расстояние пешего хождения на маршруте, средняя дальность поездки пассажира на маршруте и пассажиропоток на максимально загруженном перегоне.
Методика определения реализована в статье на примере действующего автобуса на маршруте. Для всех базовых факторов устанавливаются верхний, нижний и основной уровни. На основе анализа фактических значений технико-эксплуатационных показателей на действующих маршрутах Московской области определялись численные значения вышесказанных уровней. Далее выбирались интервалы варьирования для каждого фактора. Эксперимент, в котором реализуются все возможные сочетания уровней факторов, известен как полный факторный эксперимент. Коэффициенты, вычисленные по результатам эксперимента, указывают на силу влияния фактора. Величина коэффициента соответствует вкладу данного фактора в величину параметра оптимизации при переходе фактора с нулевого уровня на верхний или нижний.
В результате исследований было установлено, что на затраты времени пассажира, комфортность поездки, полноту сбора выручки влияют пять базовых факторов, а на затраты перевозчика на маршруте в сутки влияют десять факторов. Специфика задачи состоит в том, что для всех четырёх параметров оптимизации можно построить одну и ту же матрицу. Для проведения полного факторного эксперимента при варьировании десяти факторов на двух уровнях необходимо провести более тысячи вариантов расчётов. Однако в соответствии с методикой можно ограничиться в данном случае минимальным количеством расчётов. На этом основании была построена матрица планирования эксперимента, по результатам расчётов которой могут быть определены коэффициенты в уравнениях регрессии для каждого из параметров оптимизации. Коэффициенты регрессии, получаемые при расчётах по матрице планирования эксперимента, схожи с теми, какие можно было бы получить в результате расчётов по методу наименьших квадратов. Исходя из этого можно рассчитывать все статистические характеристики базовых факторов, необходимые для определения тесноты связи между факторами и параметрами оптимизации и факторами между собой.
Метод планирования эксперимента, применённый в исследовании, позволил выявить факторы, оказывающие влияние на каждый из четырёх параметров оптимизации. В результате была подтверждена явная зависимость параметров оптимизации от такого фактора, как число автобусов на маршруте, но вместе с тем были проранжированы факторы по степени их влияния на конечный результат. В то же время соответствие полученных результатов реальным и очевидным зависимостям позволяет сделать вывод о правильности выбранного метода и верной его реализации.

Об авторах

О. Ю. Матанцева
ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»)
Россия

Матанцева Ольга Юрьевна – доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, заместитель генерального директора ОАО «НИИАТ» по научной работе, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

Москва



А. К. Аредова
ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»)
Россия

Аредова Анна Константиновна – кандидат экономических наук, научный сотрудник 

Москва



И. В. Щеголева
ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»)
Россия

Щеголева Ирина Викторовна – младший научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Матанцева О. Ю. Экономические основы формирования документа планирования перевозок пассажиров // В сб. Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Сб. научных трудов. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. – М.: МАДИ, 2018. – С. 26–32. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=36686707. Доступ 24.08.2022.

2. Спирин И. В., Матанцева О. Ю., Гришаева Ю. М., Савосина М. И. Планирование устойчивого развития регулярных перевозок пассажиров в городах России // Безопасность колёсных транспортных средств в условиях эксплуатации: материалы 106‑й Международной науч.-техн. конференции, Иркутск, 23–26 апреля 2019 года. – Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2019. – С. 629–636. [Электронный ресурс]: https://www.niiat.ru/files/publications/2019/planirovanie_ustojchivogo_razvitiya_regulyarnyh_perevozok_passazhirov_v_gorodah_rossii.pdf. Доступ 24.08.2022.

3. Спирин И. В. Городские автобусные перевозки: Справочник. – М.: Транспорт, 1991. – 237. ISBN 5-227-01139-0.

4. Матанцева О. Ю., Аредова А. К. Перевозки пассажиров транспортом общего пользования: основные экономические проблемы и пути их решения // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 2 (75). – С. 65–69. [Электронный ресурс]:https://cyberleninka.ru/article/n/perevozki-passazhirov-transportom-obschego-polzovaniyaosnovnye-ekonomicheskie-problemy-i-puti-ih-resheniya. Доступ 24.08.2022.

5. Матанцева О. Ю. Основы экономики автомобильного транспорта: Учеб. пособие. – М.: Юстицинформ, 2020. – 256 с. ISBN 978-5-7205-1503-4.

6. Спирин И. В. Научные основы комплексной реструктуризации городского пассажирского транспорта: Монография. – М.: Каталог, 2007. – 200 с. ISBN 978-5-94349-128-3.

7. Улицкая Н. М., Скороходова А. В. Основные проблемы качества перевозок пассажиров городским общественным транспортом в России // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: Сб. научных трудов / Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). – М.: ООО «Экон-Информ», 2018. – С. 11–18. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=36846313. Доступ 24.08.2022.

8. Гришаева Ю. М., Матанцева О. Ю., Спирин И. В., Савосина М. И., Ткачева З. Н., Васин Д. В. Устойчивое развитие транспорта в городах России: опыт и актуальные задачи // Юг России: экология, развитие. – 2018. – Т. 13. – № 4. – С. 24–46. DOI:10.18470/1992-1098-2018-4-24-46.

9. Донченко В. В., Ибраев К. А., Енин Д. В., Евсеев О. В. Методологические подходы к разработке и применению стандартов транспортного обслуживания населения // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 6. – С. 22–25. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26165081. Доступ 24.08.2022.

10. Енин Д. В., Венде Ф. Логистика в транспортных системах городов. Перспективы подготовки кадров // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2019. – № 1 (56). – С. 113–119. [Электронный ресурс]: https://www.madi.ru/3803-vestnik-moskovskogo-avtomobilnodorozhnogo-gosudarstvennogo.html. Доступ 24.08.2022.

11. Alyoubi, B. A. Smart Cities in Shaping the Future of Urban Space: Technical Perspective and Utilitarian Aspects. Journal of Fundamental and Applied Sciences, 2017, Vol. 9, pp. 1749–1770. Appendix: 1, Special issue: SI. DOI:10.4314/jfas.v9i1s.816.

12. Grishaeva, Yu. M., Spirin, J. V., Matantseva, O. Yu. Aspects of Professional Education in the Higher School in the Interests of the Techno-Sphere Safety // Современные исследования социальных проблем, 2016, Iss. 9, pp. 5–18. [Электронный ресурс]: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9469. Доступ 24.08.2022.

13. May, A. D. Urban Transport and Sustainability: The Key Challenges. International Journal of Sustainable Transportation, 2013, Vol. 7, Iss. 3, pp. 170–185. DOI:10.1080/15568318.2013.710136.

14. Адлер Ю. П., Маркова Е. В., Грановский Ю. П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. – М.: Наука, 1976. – 280 с. [Электронный ресурс]: https://lib-bkm.ru/10467. Доступ 24.08.2022.

15. Блатнов М. Д. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для автотрансп. техникумов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1981. – 222 с.


Рецензия

Для цитирования:


Матанцева О.Ю., Аредова А.К., Щеголева И.В. Исследование влияния факторов на качество обслуживания пассажиров и эффективность использования подвижного состава. Мир транспорта. 2022;20(4):98-104. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-8

For citation:


Matantseva O.Y., Aredova A.K., Shchegoleva I.V. Study of the Influence of Factors on Passenger Service Quality and Efficiency of Rolling Stock Use. World of Transport and Transportation. 2022;20(4):98-104. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-8

Просмотров: 306


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)