Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Исторические архитектурные шедевры – российские столичные железнодорожные вокзалы

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-19-4-15

Полный текст:

Аннотация

По мнению автора статьи, появление первых железнодорожных вокзалов сразу стало самым ярким образом современности. История архитектуры российских вокзалов начинается тогда же, когда была построена первая железная дорога в России, которая соединила Санкт-Петербург с Павловском. Прототипом для вокзалов стали уже существовавшие до этого почтовые станции и путевые дворцы.

Вокзал – это прежде всего история, в которой сталкиваются и самые интересные архитектурные сюжеты, и сюжеты социальные. Пассажиру вокзал предлагает самые яркие образы современности. Архитекторам, которые проектировали первые вокзалы, приходилось решать проблемы, с которыми никто и никогда раньше не сталкивался: перекрытие дебаркадера, перроны, освещение, вентиляция, акустика… Всё это делало вокзал самым техничным архитектурным жанром своего времени. И в этом смысле вокзальная архитектура – очень интересный сюжет, в котором всё очень быстро меняется, и где все человеческие отношения очень обострены. Поэтому вокзал – это концентрированный слепок общества. Поэтому по вокзалу всегда очень хорошо видно, как обустроено общество. Например, на дореволюционных вокзалах очевидно разделение пассажиров по классам, причём это заложено в самой архитектурной программе. Или история с императорскими павильонами, с императорскими комнатами… Вокзал – это, прежде всего, образ современности, мобильности и «пограничная история» между страной и городом. Особенно это интересно в случае со столичными вокзалами. 

Об авторе

Д. Ю. Левин
Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов
Россия

доктор технических наук, 

Москва



Список литературы

1. Явейн И. Г. Архитектура железнодорожных вокзалов. − М.: Изд-во Всесоюзной архитектуры, 1938. − 302 с.

2. Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Архитектура и история московских вокзалов. − М.: Компания Спутник+, 2007. – 333 с.

3. Батырев В. М. Вокзалы. − М.: Стройиздат, 1988. – 214 с.

4. Бузанов С. П. Проблемы станций и узлов при скоростном транспорте. − М.: Трансжелдориздат, 1939. − 116 с.

5. Кочнев Ф. П. Пассажирские перевозки на железных дорогах. − М.: Трансжелдориздат, 1959. – 351 с.

6. Балакшин П. Ф. Свердловская магистраль. − Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1978. − 128 с.

7. Гошадзе Г. Очерки истории железнодорожного транспорта Закавказья (1921−1946). – Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1971. − 215 с.

8. История железнодорожного транспорта России / Под общ. ред. Е. Я. Красовского, М. М. Уздина. − Т. 1: 1836−1917 гг. – СПб.−М.: Иван Фёдоров, 1994. − 336 с.

9. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. − Т. 2: 1917−1945 гг. – СПб., 1997. − 416 с.

10. История железнодорожного транспорта Советского Союза. − Т. 3: 1945−1991 гг. – М.: Академкнига, 2004. − 631 с.

11. Станции и узлы / Под ред. В. Н. Образцова. − М.: Трансжелдориздат, 1938. − Ч. 1. − 316 с., Ч. 2. − 492 с.


Рецензия

Для цитирования:


Левин Д.Ю. Исторические архитектурные шедевры – российские столичные железнодорожные вокзалы. Мир транспорта. 2021;19(4):132-148. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-19-4-15

For citation:


Levin D.Yu. Russian Metropolitan Railway Stations as Historical Architectural Masterpieces. World of Transport and Transportation. 2021;19(4):132-148. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-19-4-15

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)