Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Оптимистический и пессимистический сценарии формирования транспортных подходов к Арктической транспортной системе на основе достижения целевых показателей

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-6-46-62

Аннотация

Актуальность статьи определяется возрастающей ролью Арктической транспортной системы в экономике Российской Федерации: вовлечением территорий Арктической зоны страны (АЗРФ) в хозяйственную деятельность, увеличением их социального и экономического потенциалов. Развитие северных территорий напрямую связано с имеющимися и перспективными возможностями Арктической транспортной системы, для успешного функционирования которой необходимо обеспечить её транспортными подходами.

Целью работы является определение сценариев, по которым может осуществляться развитие и формирование этих подходов. При написании статьи использованы методы системного, сравнительного и статистического анализа и др.

В работе уточнено определение Арктической транспортной системы. Отмечается, что сценарии формирования транспортных подходов к ней следует увязывать с её развитием, а также развитием Арктической зоны Российской Федерации. Выделен подрегион – Европейская и Приуральская Арктика, где развитие транспортных подходов наиболее актуально в связи с ростом экономической активности на полуострове Ямал. Со ссылкой на работы отечественных и зарубежных авторов, документы стратегического планирования РФ полагается, что по степени достижения целевых показателей объёмов перевозок по Северному морскому пути могут активироваться оптимистический и пессимистический сценарии формирования транспортных подходов. Какой из них будет реализован, определяется политическими, природными и другими рисками.

При разработке сценариев формирования транспортных подходов к Арктической транспортной системе следует учитывать появление новых видов транспорта, которые могут обеспечивать привязку удалённых объектов к магистральным транспортным сетям или ликвидировать возникающие в них разрывы. Использование новых видов транспорта в АЗРФ следует осуществлять только после испытаний на специализированных полигонах, где будет определена их безопасность для перевозок пассажиров и грузов, а также для окружающей природной среды.

Работа выполнена в рамках комплексной программы фундаментальных научных исследований УрО РАН на 2018–2020 гг. и связана с необходимостью увеличения мощностей основных портов Европейской и Приуральской Арктики и объёмов перевозок по Северному морскому пути.

Об авторах

А. Н. Киселенко
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук»
Россия

Киселенко Анатолий Николаевич – доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, руководитель лаборатории проблем транспорта

Сыктывкар



Е. Ю. Сундуков
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук»
Россия

Сундуков Евгений Юрьевич – кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории проблем транспорта

Сыктывкар



Список литературы

1. Меламед И. И., Авдеев М. А., Павленко В. И., Куценко С. Ю. Арктическая зона России в социально-экономическом развитии страны // Власть.– 2015. – № 1. – С. 5–11. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskaya-zonarossii-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-strany/pdf. Доступ 24.07.2020.

2. Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. Новый подход к освоению северных и арктических территорий России: локальная транспортная система // Проблемы развития территории. – 2018. – № 4. – С. 26–41. [Электронный ресурс]: https://cyber l eninka.ru/ar t i c le/n/novyy-podhod-kosvoeniyu-severnyh-i-arkticheskih-territoriy-rossii-lokalnaya-transportnaya-sistema/pdf. Доступ 24.07.2020.

3. Матвеев Д. С., Матвеев Д. О., Матвеев О. А. Развитие транспортной инфраструктуры Арктики – важнейшее условие привлечения инвестиций для использования ресурсной базы макрорегиона // Colloquium-Journal. Изд-во: Голопристанський міськрайонний центр зайнятості = Голопристанский районный центр занятости (Голая Пристань). – 2019. – № 15. – С. 19–24. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-transportnoy-infrastruktury-arktiki-vazhneyshee-uslovie-privlecheniya-investitsiy-dlya-ispolzovaniya-resursnoy-bazy/pdf. Доступ 24.07.2020.

4. Фадеев А. М., Череповицын А. Е., Ларичкин Ф. Д. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом в Арктике: Монография. – Апатиты: КНЦ РАН. – 2019. – 289 с.

5. Подсветова Т. В. Транспортная составляющая экономики Арктики // Вестник МГТУ.– 2014. – Т. 17. – № 3. – С. 552–555. [Электронный ресурс]: https://readera.org/transportnaja-sostavljajushhaja-jekonomiki-arktiki‑14294723. Доступ 24.07.2020.

6. Загородников М. А. Инвестиционное обеспечение эффективного круглогодичного судоходства по Северной морской транспортной магистрали (СМТМ) // Горизонты экономики. – 2018. – № 1. – С. 12–19. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32739037. Доступ 24.07.2020.

7. Aston, F. Rise of the icebreaker [Arctic Ocean vessels]. Engineering & Technology, 2017, February, Vol. 12 (1), pp . 48–51. DOI: 10.1049/et.2017.0104.

8. Liu, M., Kronbak, J. The potential economic viability of using the Northern Sea Route as an alternative route between Asia and Europe. Journal of Transport Geography, 2010, No. 18, pp. 434–444. DOI: 10.1016.j.jtrangeo.2011.08.004.

9. Schøyen, H., Bråthen, S. The Northern Sea Route versus the Suez Canal: cases from bulk shipping. Journal of Transport Geography, 2011, No. 19, pp. 977–983. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2011.03.003.

10. Verny, J., Grigentin, Ch. Container shipping on the Northern Sea Route. International Journal of Production Economics, 2009, No. 122, pp. 107–117. [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net/profile/Jerome_Verny/publication/46487269_Container_shipping_on_the_Northern_Sea_Route/links/5bfc2278a6fdcc76e721f355/Container-shippingon-the-Northern-Sea-Route.pdf. Доступ 24.07.2020. DOI: 10.1016/j.ijpe.2009.03.018.

11. Abdul Rahman, N. S. F., Saharuddin, A. H., Rasdi, R. Effect of Northern Sea Route opering to the shipping activities at Malacca straits. International Journal of e-Navigation and Maritime Economy, 2014, No. 1, pp. 85–98. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.org/article/n/414042.pdf. Доступ 24.07.2020. DOI: 10.1016/j.enavi.2014.12.08.

12. Киселенко А. Н., Малащук П. А., Сундуков Е. Ю., Фомина И. В. Сценарии формирования транспортных подходов к Арктической транспорт- ной системе // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производственных сил Севера‑2020: Сб. статей VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (9–11 сентября 2020 г., Сыктывкар): в 2 ч. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2020. – Ч. 2. – С. 52–60.

13. Грузинов В. М., Зворыкина Ю. В., Ива- нов Г. В. и др. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика.– 2019. – № 1. – С. 6–20. [Электронный ресурс]: http://www.ibrae.ac.ru/docs/1(33)_2019_Arctic/006_020%20Arctic%201(33)%202019.pdf. Доступ 24.07.2020.

14. Зайков К. С., Кондратов Н. А., Кудряшова Е. В., Липина С. А., Чистобаев А. И. Сценарии развития Арктического региона (2020–2035 гг.) // Арктика и Север. – 2019. – № 35. – С. 5–24. [Электронный ресурс]: http://www.arcticandnorth.ru/upload/iblock/68c/01_Zaikov_i_dr.pdf. Доступ 24.07.2020.

15. Киселенко А. Н. Прогнозирование и планирование. – Сыктывкар: КРАГС и У.– 2003.– 87 с.

16. Швецова С. В., Швецов А. В. Анализ безопасности при перевозке грузов беспилотными летательными аппаратами // Мир транспорта. – 2019. – № 17 (5). – С. 286–297. [Электронный ресурс] : https://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/1757/2174. Доступ 24.07.2020. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-286-297.

17. Лапидус Б. М. Магнитная левитация – фундаментальная основа для сверхскоростных вакуумно-левитационных транспортных технологий // Транспортные системы и технологии. – 2018. – Т. 4. – № 3. – С. 26–35. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/magnitnaya-levitatsiya-fundamentalnaya-osnova-dlya-sverhskorostnyh-vakuumno-levitatsionnyh-transportnyh-tehnologiy/pdf. Доступ 24.07.2020. DOI: 10.17816/transsyst20184326-35.

18. Сундуков Е. Ю., Тарабукина Н. А. Использование двухсторонней левитации транспортных модулей относительно арочной эстакады // Транспортные системы и технологии. – 2019. – Т. 5. – № 2. – С. 83–91. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-dvuhstronneylevitatsii-transportnyh-moduley-otnositelnoarochnoy-estakady/pdf. Доступ 24.07.2020. DOI: 10.17816/transsyst20195283-91.


Рецензия

Для цитирования:


Киселенко А.Н., Сундуков Е.Ю. Оптимистический и пессимистический сценарии формирования транспортных подходов к Арктической транспортной системе на основе достижения целевых показателей. Мир транспорта. 2020;18(6):46-62. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-6-46-62

For citation:


Kiselenko A.N., Sundukov E.Yu. Optimistic and Pessimistic Scenarios for Development of Feeder Network of the Arctic Transport System Based on Achievement of Target Indicators. World of Transport and Transportation. 2020;18(6):46-62. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-6-46-62

Просмотров: 289


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)