Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Гравитационное моделирование каршеринга на базе PTV Visum

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-222-241

Полный текст:

Аннотация

Каршеринг играет важную роль в переходе к беспилотному транспорту. В настоящей статье рассматриваются положительные и отрицательные моменты существующей  системы каршеринга в России, а также прогнозные тенденции на примере Москвы и Санкт-Петербурга. Поскольку развитие каршеринга в Северной столице ещё не получило должной динамики, а прогнозы операторов по ёмкости рынка расходятся, интерес представляют определение условий, способствующих успешному развитию сервиса, и оценки потребности города в количестве машин.
Целью исследования, отражённого в статье, являлось исследование тенденций развития каршерингового сервиса, оценка потребного количества каршеринговых автомобилей и интенсивности их аренды в отдельном районе города. Для решения задачи использовался метод гравитационного моделирования на базе 18-й версии программной системы PTV Visum. Несмотря на то, что не использовались специальные средства разрабатываемой линейки программ PTV MaaS (Controller, Operator, Simulator, Modeller), продукт позволяет строить транспортные модели макроуровня и выполнять транспортное моделирование с учётом новых форм мобильности (каршеринг, байкшеринг и пр.) при планировании и управлении транспортными системами городов.
Решение задачи предполагало разработку двух моделей транспортного спроса для выбранного района города: без и с учётом каршеринга. В процессе моделирования исследовалась структура временн
ых транспортных затрат при изменении числа машин автопарка и интенсивности его аренды для ряда тарифов оператора. Критическое число каршеринговых автомобилей для района города определялось из условия наибольшей конкуренции этих машин с индивидуальным транспортом. Показано, что в текущих условиях эффект снижения повременных транспортных затрат в районе составляет  порядка 14 % при однолетнем горизонте моделирования. Результаты моделирования  согласуются с реальными данными поездок и могут быть экстраполированы на другие айоны города.

Об авторе

С. А. Андронов
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
Россия

кандидат технических наук, доцент кафедры системного анализа и логистики

Санкт-Петербург, Россия, andronv_00@mail.ru



Список литературы

1. Сколько денег стоят пробки на дорогах? [Электронный ресурс]: http://www.ljpoisk.ru/archive/4473433.html. Доступ 27.11.2019.

2. Стоимость владения автомобилем в РФ оказалась выше, чем в Англии. [Электронный ресурс]: https://quto.ru/journal/news/stoimost-vladeniya-avtomobilem-vrf-okazalas-vyshe-chem-v-anglii-25-12-2019.htm. Доступ 27.11.2019.

3. Каршеринг в Санкт-Петербурге: перспективы, планы и советы конкурентам. [Электронный ресурс]: https://carshering.club/karshering-v-sankt-peterburgeperspek/. Доступ 27.11.2019.

4. Новости каршеринга 2019. [Электронный ресурс]: https://carsharing-blog.ru/karshering-v-sanktpeterburge/. Доступ 27.11.2019.

5. Рост зарегистрированных в Петербурге в 2017 году машин побил семилетний рекорд. [Электронный ресурс]: https://78.ru/news/2017-12-28/rost_zaregistrirovannih_v_peterburge_v_2017_godu_mashin_

6. pobil_semiletnii_rekord. Доступ 27.11.2019.

7. Похоже, московский каршеринг стал мировым лидером по автопарку. Почти 24 тысячи машин. [Электронный ресурс]: https://truesharing.ru/tp/19274/. Доступ 27.11.2019.

8. РБК. Как рынок каршеринга в Москве оказался самым быстрорастущим. [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/09/2018/5bab94a69a79474169e307c1. Доступ 27.11.2019.

9. Официальный сайт компании A + С «Транспроект». [Электронный ресурс]: http://apluss.ru/activities/programmnye_produkty. Доступ 27.11.2019.

10. Федеральная служба государственной статистики. Паспорт муниципального образования. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=403950002018. Доступ 27.11.2019.

11. Якимов М. Р. Транспортное планирование: Создание транспортных моделей городов: Монография. – М.: Логос, 2013. – 188 с.

12. Без льгот. Почему каршеринг в Петербурге развивается медленнее, чем в Москве. [Электронный ресурс]: https://www.dp.ru/a/2018/11/16/Bez_lgot__Pochemu_karsheri. Доступ 27.11.2019.

13. Сравниваем каршеринг и такси: что выгоднее, комфортнее. [Электронный ресурс]: https://passazhiram.ru/avtomobili/karshering/ili-taksi.html. Доступ 27.11.2019.

14. Официальный сайт оператора «Делимобиль». [Электронный ресурс]: https://delimobil.ru/spb/index. Доступ 27.11.2019.

15. Где лучше каршеринг. Карта свободных автомобилей. [Электронный ресурс]: https://carsharing.gde-luchshe.ru/map. Доступ 27.11.2019.

16. Ожидаемые результаты внедрения интеллектуальных транспортных систем. [Электронный ресурс]: https://studwood.ru/916212/ekonomika/ozhidaemye_rezultaty_vnedreniya_intellektualnyh_transportnyh_sistem. Доступ 27.11.2019.


Для цитирования:


Андронов С.А. Гравитационное моделирование каршеринга на базе PTV Visum. Мир транспорта. 2019;17(6):222-241. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-222-241

For citation:


Andronov S.A. Gravity Modelling of Car Sharing Based on PTV Visum. World of Transport and Transportation. 2019;17(6):222-241. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-222-241

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)