Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Оценка проектов развития сети железных дорог с учётом экономической конъюнктуры

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-94-111

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы взаимосвязи спроса на грузовые железнодорожные перевозки и развития пропускной и провозной способности сети железных дорог.
Описано текущее положение железнодорожного транспорта общего пользования в транспортной системе России, проанализирована динамика основных объёмных показателей работы транспортного комплекса за ряд лет, в структуре объёмов перевозок выделены ключевые группы грузов, на которые приходится более 75 % объёмов перевозок. Предложен алгоритм экономической оценки проектов развития железнодорожной инфраструктуры в увязке с динамикой развития товарных рынков, определены взаимосвязи и характер взаимного влияния элементов алгоритма экономической оценки проектов развития сети железных дорог, приведены примеры реализуемых в настоящее время комплексных инвестиционных проектов ОАО «РЖД», направленных на привлечение в перспективе объёмов перевозок грузов.
Цель статьи заключается в разработке методического инструментария экономической оценки проектов развития пропускной и провозной способности сети железных дорог в условиях изменения направлений и объёмов грузовых потоков с учётом динамики развития внешнего и внутреннего товарных рынков. В соответствии с поставленной  целью основными задачами являются: сравнительная оценка применяемых в отечественной практике показателей, используемых при определении влияния конъюнктуры рынка с показателями, применяемыми ведущими зарубежными компаниями для этих целей; оценка значения комплексных инвестиционных проектов развития пропускной и провозной способности (на примере сети железных дорог России) в условиях динамично развивающихся внешних и внутренних товарных рынков; разработка алгоритма оценки проектов развития железнодорожной инфраструктуры для обеспечения высокого уровня качества транспортного обслуживания с целью оценки  взаимного влияния отдельных параметров проектов и их сбалансированности в зависимости от динамики конъюнктуры внешних и внутренних товарных рынков, а также необходимости привлечения инвестиционных ресурсов.
Для реализации поставленных в статье цели и задач использовались эмпирические и теоретические методы, такие, как сбор и анализ информации, дедукция, моделирование, сравнение, технико-экономические расчёты, экономико-статистический метод.
Сделан вывод о необходимости учёта динамично изменяющейся конъюнктуры товарных рынков при оценке перспектив развития сети железных дорог.

Об авторах

В. А. Подсорин
Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
Россия

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на транспорте

Москва
 



Р. В. Мартышкин
АО «Институт экономики и развития транспорта»
Россия

начальник отдела прогнозирования внешнеторговых перевозок

Москва



Список литературы

1. Галабурда В. Г. Критерии экономической оценки транспорта // Мир транспорта. – 2012. – №4.–С.72–75.

2. Терёшина Н. П., Подсорин В. А., Данилина М. Г. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2017. – 262 с.

3. Подсорин В. А., Овсянникова Е. Н. Оценка динамики конъюнктуры транспортного рынка в экономическом механизме управления транспортным комплексом // Материалы XI международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2018)» (1–3 октября 2018 г., Москва, Россия), Том II / Под общ. ред. С. Н. Васильева, А. Д. Цвиркуна. – С. 90–92.

4. Подсорин В. А., Терёшина Н. П., Овсянникова Е. Н. Исследование конъюнктуры транспортного рынка в условиях цифровизации процессов управления // Экономика железных дорог. – 2018. – № 6. – С. 27–34.

5. Рышков А. В. Исследование экономической конъюнктуры железнодорожного транспорта (методология, анализ, оценки) / Дис… док. экон. наук. – М.: МИИТ, 2009. – 355 с.

6. The world’s largest public companies. [Электронный ресурс]: http://www.forbes.com/global2000/list/#industry:Railroads. Доступ 07.10.2019.

7. Huber, S., Klauenberg, J., Thaller, C. Consideration of transport logistics hubs in freight transport demand models. European Transport Research Review, September 2015, Vol. 7, No. 32. DOI: 10.1007/s12544-015-0181-5. [Электронный ресурс]: https://link.springer.com/article/10.1007/s12544-015-0181-5. Доступ 07.10.2019.

8. Holmgren, J., Dahl, M., Davidsson, P., Persson, J. Agent-based simulation of freight transport between geographical zones. The 2nd International workshop on agent-based mobility, traffic and transportation models, methodologies and applications (ABMTRANS), Procedia Computer Science, December 2013, Vol. 19, pp. 829–834. DOI: 10.1016/j.procs.2013.06.110.

9. Holmgren, J., Ramstedt, L., Davidsson, P., Edwards, H., Persson, J. Combining macro-level and agentbased modeling for improved freight transport analysis. 5th International conference on ambient systems, networks and technologies (ANT-2014), Procedia Computer Science, December 2014, Vol. 32, pp. 380–387. DOI: 10.1016/j.procs.2014.05.438.

10. Islam, D., Jackson, R., Zunder, Th., Burgess, A. Assessing the impact of the 2011 EU Transport White Paper – a rail freight demand forecast up to 2050 for the EU27. European Transport Research Review, June 2015, Vol. 7, Iss. 3. DOI: 10.1007/s12544-015-0171-7.

11. Canadian Pacific 2019 investor fact book. [Электронный ресурс]: https://s21.q4cdn.com/736796105/files/doc_downloads/fact-book/2019/CP-2019-Investor-FactBook-FINAL-(1).pdf. Доступ 07.10.2019.

12. EU transport in figures – statistical pocketbook 2015. [Электронный ресурс]: https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/pocketbook2015.pdf. Доступ 07.10.2019. DOI: 10.2832/90922.

13. Rail Cargo Group. [Электронный ресурс]: http://www.railcargo.com/de/Unternehmen/Zahlen/index.jsp. Доступ 07.10.2019.

14. Reports, presentations and archives. [Электронный ресурс]: https://www.cn.ca/en/investors/reports-andarchives/. Доступ 07.10.2019.

15. Deutsche Bahn Integrated Interim Report, January–June 2019. Germany needs a strong rail system. [Электронный ресурс]: https://ir.deutschebahn.com/fileadmin/Englisch/2019e/Anhaenge/ZB19_e_Web_03.pdf. Доступ 07.10.2019.

16. Итоговый доклад о результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2017 год, целях и задачах на 2018 год, и плановый период до 2020 года. [Электронный ресурс]: https://www.mintrans.ru/documents/7/9244?type. Доступ 07.10.2019.

17. Фейло М. Б. Методы определения неудовлетворённого спроса // Мир транспорта. – 2012. – № 4. – С. 102–104.

18. Пехтерев Ф. С. С учётом прогнозов социально-экономического развития страны // Железнодорожный транспорт. – 2016. – № 5. – С. 15–19

19. Годовой отчёт ОАО «РЖД» за 2017 год. [Электронный ресурс]: https://ar2017.rzd.ru/ru/strategic-report/projects#north-way. Доступ 07.10.2019.

20. РЖД скорректировали параметры долгосрочной программы развития до 2025 г. [Электронный ресурс]: http://press.rzd.ru/smi/public/ru.STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&refererLayerId=5049&id=304794. Доступ 07.10.2019.


Для цитирования:


Подсорин В.А., Мартышкин Р.В. Оценка проектов развития сети железных дорог с учётом экономической конъюнктуры. Мир транспорта. 2019;17(6):94-111. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-94-111

For citation:


Podsorin V.A., Martyshkin R.V. Evaluation of Railway Network Development Projects Considering Economic Conditions. World of Transport and Transportation. 2019;17(6):94-111. (In Russ.) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-94-111

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)