ЭКОНОМИКА «ПРОБКИ»
Аннотация
Транспортные «пробки» заметно повышают неопределенность и риски для товаровладельцев и пассажиров, нивелируют такие ключевые преимущества современного транспорта, как скорость, регулярность и срочность. Возникновение заторов на дорогах сущностно противоречит задачам транспорта, ухудшает условия ведения бизнеса, приводит к потерям самого ценного ресурса – времени. Причина «пробок» – хроническое отсутствие баланса спроса и предложения, рыночного механизма ценообразования на услуги автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. В результате потери несет все общество, а инвестиционная привлекательность транспортной инфраструктуры и необходимое для высокой экономической динамики ее опережающее развитие не достигаются. Чтобы компенсировать это, требуется обеспечить зависимость стоимости инфраструктурных услуг от интенсивности спроса и ее своевременное изменение в соответствии с рыночной конъюнктурой. В статье приведена разработанная автором модель определения рационального уровня платы за пользование транспортной инфраструктурой.
Об авторе
Д. А. МачеретРоссия
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью»
Список литературы
1. Эксплуатация железных дорог. Краткое изложение лекций профессора Мясоедова-Иванова // Институт путей сообщения императора Александра I. СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1910. – 158 с. Railway Operation. Summary of lectures of Professor Myasoedov-Ivanov. Institute of Railways of Emperor Alexander I [Ekspluatatsiya zheleznyh dorog. Kratkoe izlozhenie lektsiy professora Myasoedova-Ivanova. Institut putey soobscheniya imperatora Aleksandra I]. St.Petersburg, Tipografiya Yu.N. Erlih, 1910, 158 p.
2. Черномордик Г. И., Козин Б. С., Козлов И. Т. Об экономически целесообразном уровне загрузки однопутных и двухпутных линий // Транспортное строительство. – 1960. – № 12. – С. 46–50. Chernomordik, G.I., Kozin, B.S., Kozlov, I. T. On economically reasonable level of single-track and double track lines load [Ob ekonomicheski tselesoobraznom urovne zagruzki odnoputnyh i dvuhputnyh liniy]. Transportnoe stroitel’stvo, 1960, Iss. 12, pp. 46–50.
3. Козлов В. Е. Пропускная способность железно-дорожных линий и надежность технических средств// Вестник ВНИИЖТ. – 1979. – № 4. – С. 16. Kozlov, V. E. Traffic capacity of railway lines and reliability of technical equipment [Propusknaya sposobnost» zheleznodorozhnyh liniy i nadezhnost» tehnicheskih sredstv]. Vestnik VNIIZhT, 1979, Iss. 4, pp. 1–6.
4. Шульга А. М., Смехова Н. Г. Себестоимость железнодорожных перевозок. – М.: Транспорт, 1985. – 279 с. Shul’ga, A.M., Smehova, N. G. Prime cost of railway transportation [Sebestoimost’ zheleznodorozhnyh perevozok]. Moscow, Transport publ., 1985, 279 p.
5. Мугинштейн Л. А., Шенфельд К. П. Развитие тяжеловесного движения грузовых поездов. – М.: Интекст, 2011. – 76 с. Muginshteyn, L.A., Shenfel’d, K. P. Development of heavy freight trains traffic [Razvitie tyazhelovesnogo dvizheniya gruzovyh poezdov]. Moscow, Intekst publ., 2011, 76 p.
6. Морозов В. Н. Обеспечить рост эффективности работы компании // Железнодорожный транспорт. – 2013. – № 2. – С. 4–10. Morozov, V. N. To increase the efficiency of the company [Obespechit’ rost effektivnosti raboty kompanii]. Zheleznodorozhnyj transport, 2013, Iss. 2, pp. 4–10.
7. Лапидус Б. М. Железнодорожный бизнес: как встать на главный путь. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Интекст, 2012. – 384 с. Lapidus, B. M. Railway business: how to stand up to the main path. 3d ed., enl. and rev. [Zheleznodorozhnyj biznes: kak vstat» na glavnyj put», Izd. 3-e, dop. i pererab.]. Moscow, Intekst publ., 2012. 384 p.
8. Хусаинов Ф. И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте: монография. – М.: Наука, 2012. – 192 с. Husainov, F. I. Economic reforms in railway transport. Monograph [Ekonomicheskie reformy na zheleznodorozhnom transporte. Monograph]. Moscow, Nauka publ., 2012. 192 p.
9. Бородин А. Ф., Сотников Е. А. Рациональное соотношение вместимости путей станций и вагонных парков с учетом увеличения доли приватных вагонов // Железнодорожный транспорт. – 2011. – № 3. – С. 8–19. Borodin, A.F., Sotnikov, E. A. Rational relationship of capacity of station tracks and car fleet with the increasing share of private cars [Ratsional’noe sootnoshenie vmestimosti putey stantsiy i vagonnyh parkov s uchetom uvelicheniya doli privatnyh vagonov]. Zheleznodorozhnyj transport, 2011, Iss. 3, pp. 8–19.
10. Хусаинов Ф. И. Реформы на железнодорожном транспорте: еще две четверти пути // Вектор транспорта. – 2014. – № 1. – С. 22–28. Husainov, F. I. Reforms of rail transport: two more quarters of the way [Reformy na zheleznodorozhnom transporte: esche dve chetverti puti]. Vektor transporta, 2014, Iss. 1, pp. 22–28.
11. Мачерет Д. А. Непростое уравнение // Гудок. – 2013. – 19 ноября. – С. 5. Macheret, D. A. Difficult equation [Neprostoe uravnenie]. Gudok [newspaper], 2013, (19 November), p. 5.
12. Мачерет Д. А. Временная остановка // Гудок. – 2013. – 28 августа. – С. 3. Macheret, D. A. Temporary stoppage [Vremennaya ostanovka]. Gudok [newspaper], 2013, (28 August), p. 3.
13. Щербинин М. Д. Уровень тарифов и уровень сервиса зависят от конкуренции между операторами // Вектор транспорта. – 2014. – № 1. – С. 4142. Scherbinin, M. D. Tariff level and the level of service depend on the competition between operators [Uroven’ tarifov i uroven’ servisa zavisyat ot konkurentsii mezhdu operatorami]. Vektor transporta, 2014, Iss. 1, pp. 41 42.
14. Ковшов В. В. Искусственные ограничения количества вагонов на сети – неприемлемы // Вектор транспорта. – 2014. – № 1. – С. 43–45. Kovshov, V. V. Artificial limits of the number of cars on the network are unacceptable [Iskusstvennye ogranicheniya kolichestva vagonov na seti – nepriemlemy]. Vektor transporta, 2014, Iss 1. pp. 43–45.
15. Лукьянова О. В., Хусаинов Ф. И. Проблемы конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта // Экономика железных дорог. – 2013. – № 12. – С. 64–78. Luk’yanova, O.V., Husainov, F. I. Competition problems of rail and road transport [Problemy konkurentsii zheleznodorozhnogo i avtomobil’nogo transporta]. Ekonomika zheleznyh dorog, 2013, Iss. 12, pp. 64–78.
16. Мачерет Д. А. Экономические записки об отечественных железных дорогах //Отечественные записки. – 2013. – № 3. – С. 162–176. Macheret, D. A. Economic notes on domestic railways [Ekonomicheskie zapiski ob otechestvennyh zheleznyh dorogah]. Otechestvennye zapiski, 2013, Iss 3, pp. 162–176.
17. Мачерет Д. А. Экономический кризис и транспорт // Мир транспорта. – 2010. – № 2. – С. 4–13. Macheret, D. A. Economic Crisis and Transport. Mir Transporta [World of Transport and Transportation] Journal, 2010, Vol. 30, Iss. 2, pр. 4–13.
18. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Модель и методика макроэкономической оценки товарной массы, находящейся в процессе перевозки // Вестник ВНИИЖТ. – 2011. – № 2. – С. 3–7. Lapidus, B.M., Macheret, D. A. Model and method of macroeconomic evaluation of commodity supply in the course of transportation [Model’ i metodika makroekonomicheskoy otsenki tovarnoy massy, nahodyascheysya v protsesse perevozki]. Vestnik VNIIZhT, 2011, Iss. 2. pp. 3–7.
19. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. – М.: КРАСАНД, 2014. – 234 с. Lapidus, B.M., Macheret, D. A. Macroeconomic role of railway transport: Theoretical foundations, historical trends and outlooks [Makroekonomicheskaya rol» zheleznodorozhnogo transporta. Teoreticheskie osnovy, istoricheskie tendentsii i vzglyad v buduschee]. Moscow, KRASAND publ, 2014, 234 p.
20. Мачерет Д. А. Экономические методы управления производственными ресурсами и работой железнодорожного транспорта. – М.: МИИТ, 2000. – 146 с. Macheret, D. A. Economic methods of management of production resources and rail transport functioning [Ekonomicheskie metody upravleniya proizvodstvennymi resursami i rabotoy zheleznodorozhnogo transporta]. Moscow, MIIT publ., 2000, 146 p.
21. Мачерет Д. А., Чернигина И. А. Экономические проблемы грузовых железнодорожных перевозок. – М.: МЦФЭР, 2004. – 240 с. Macheret, D.A., Chernigina, I. A. Economic problems of freight rail transportation [Ekonomicheskie problemy gruzovyh zheleznodorozhnyh perevozok]. Moscow, MTsFER publ., 2004, 240 p.
22. Мачерет Д. А. Влияние транспорта на предметную среду цивилизации // Мир транспорта. – 2012. – № 6. – С. 4–9. Macheret, D. A. The Influence of Transportation on Object Environment of Civilization. Mir Transporta [World of Transport and Transportation] Journal, 2012, Vol. 44, Iss. 6, pр. 4–9.
23. Сенека Л. А. О скоротечности жизни // Историко-философский ежегодник’96. – М.: Наука, 1997. – С. 16–40. Seneka, L. A. On the shortness of life [O skorotechnosti zhizni]. In: Istoriko-filosofskiy ezhegodnik’96. Moscow, Nauka publ., 1997. pp. 16–40.
24. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Повышение скоростной эффективности транспортного сообщения на основе непрерывного перемещения товаров и пассажиров // Фундаментальные исследования для долгосрочного развития железнодорожного транспорта: сб. трудов членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» / Под ред. Б. М. Лапидуса. – М.: Интекст, 2013. – С. 85–94. Lapidus, B.M., Macheret, D. A. Increase in speed efficiency of transportation based on the continuous movement of goods and passengers. Basic research for a long-term development of railway transport: works of members and scientific partners of the Joint Scientific Council of OJSC «Russian Railways». Ed. By B. M. Lapidus [Povyshenie skorostnoy effektivnosti transportnogo soobscheniya na osnove nepreryvnogo peremescheniya tovarov i passazhirov. Fundamental’nye issledovaniya dlya dolgosrochnogo razvitiya zheleznodorozhnogo transporta: sb. trudov chlenov i nauchnyh partnerov Obedinennogo uchenogo soveta OAO «RZhD». Pod red. B. M. Lapidus]. Moscow, Intekst publ., 2013, pp. 85–94.
25. Загорский К. Я. Экономика транспорта. – М.: НКПС, 1923. – 120 с. Zagorskiy, K. Ya. Transport economics [Ekonomika transporta]. Moscow, NKPS publ, 1923, 120 p.
26. Фелдман А. М. Экономическая теория благосостояния // Экономическая теория: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 870–886. Feldman, A. M. Welfare economics and social choice theory [Russian title: Ekonomicheskaya teoriya blagosostoyaniya. Ekonomicheskaya teoriya. Per. s angl.]. Moscow, Infra-M publ., 2004, pp. 870–886.
27. Эрхард Л. Благосостояние для всех // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: В 5 т. – Т.IV: Век глобальных трансформаций. – М.: Мысль, 2004. – С. 316–322. Erhard, L. Welfare for all. In: World economic thought. Through the prism of the century: In 5 volumes. Vol. IV: A Century of Global Transformations [Blagosostoyanie dlya vseh. Mirovaya ekonomicheskaya mysl’. Skvoz’ prizmu vekov. V 5 t. – T.IV. Vek global’nyh transformatsiy]. Moscow, Mysl» publ., 2004, pp. 316–322.
28. Уолтерс А. А. Чрезмерное потребление («перегрузка») // Экономическая теория: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 157–166. Walters, A. A. Excessive consumption («overload») [Russian title: Chrezmernoe potreblenie («peregruzka»). Ekonomicheskaya teoriya. Per. s angl.]. Moscow, Infra-M publ., 2004, pp. 157–166.
29. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с. Smith, A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations [Russian title: Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov. Per. s angl.]. Moscow, Eksmo publ., 2009, 960 p.
30. Мачерет Д. А. Особенности транспортного рынка и их влияние на тарифную политику // Железнодорожный транспорт. – 1996. – Вып. 3. – С. 11–16. Macheret, D. A. Features of the transport market and their impact on the tariff policy [Osobennosti transportnogo rynka i ih vliyanie na tarifnuyu politiku]. Zheleznodorozhnyj transport, 1996, Iss. 3. pp. 11–16.
31. Ротбард М. К новой свободе: Либертарианский манифест: Пер. с англ. – М.: Новое издательство, 2009. – 398 с. Rothbard M. For a New Liberty: The Libertarian Manifesto [Russian title: K novoy svobode. Libertarianskiy manifest. Per. s angl.]. Moscow, Novoe izdatel’stvo publ., 2009, 398 p.
32. Фрэнк Р. Дарвиновская экономика: Свобода, конкуренция и общее благо: Пер. с англ. – М.: Изд. Института Гайдара, 2013. – 352 с. Frank R. The Darwin Economy: Liberty, Competition, and the Common Good [Russian title: Darvinovskaya ekonomika: Svoboda, konkurentsiya i obschee blago. Per. s angl.]. Moscow, Izd. Instituta Gaydara publ., 2013, 352 p.
33. Варламов И. Система парковок в Сан-Франциск о //http://www.echo.msk.ru/blog/ varlamov_i/1238946-echo/. Varlamov, I. Parking system in the San Francisco [Sistema parkovok v San-Frantsisko]. //http://www.echo.msk.ru/blog/varlamov_i/1238946-echo/.
34. Мачерет Д. А. Инвестиции государства в инфраструктуру: методология оценки // Мир транспорта. – 2013. – № 4. – С. 14–19. Macheret, D. A. Public Investments in Infrastructure: Methodology for Assessment. Mir Transporta [World of Transport and Transportation] Journal, 2013, Vol. 48, Iss. 4, pр.14–19.
Рецензия
Для цитирования:
Мачерет Д.А. ЭКОНОМИКА «ПРОБКИ». Мир транспорта. 2014;(3):64-75.
For citation:
Macheret D.A. ECONOMY OF BOTTLE NECKS. World of Transport and Transportation. 2014;(3):64-75.