Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

ЭКОНОМИКА «ПРОБКИ»

Полный текст:

Аннотация

Транспортные «пробки» заметно повышают неопределенность и риски для товаровладельцев и пассажиров, нивелируют такие ключевые преимущества современного транспорта, как скорость, регулярность и срочность. Возникновение заторов на дорогах сущностно противоречит задачам транспорта, ухудшает условия ведения бизнеса, приводит к потерям самого ценного ресурса – времени. Причина «пробок» – хроническое отсутствие баланса спроса и предложения, рыночного механизма ценообразования на услуги автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. В результате потери несет все общество, а инвестиционная привлекательность транспортной инфраструктуры и необходимое для высокой экономической динамики ее опережающее развитие не достигаются. Чтобы компенсировать это, требуется обеспечить зависимость стоимости инфраструктурных услуг от интенсивности спроса и ее своевременное изменение в соответствии с рыночной конъюнктурой. В статье приведена разработанная автором модель определения рационального уровня платы за пользование транспортной инфраструктурой.

Об авторе

Д. А. Мачерет
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Москва
Россия
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью»


Список литературы

1. Эксплуатация железных дорог. Краткое изложение лекций профессора Мясоедова-Иванова // Институт путей сообщения императора Александра I. СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1910. – 158 с. Railway Operation. Summary of lectures of Professor Myasoedov-Ivanov. Institute of Railways of Emperor Alexander I [Ekspluatatsiya zheleznyh dorog. Kratkoe izlozhenie lektsiy professora Myasoedova-Ivanova. Institut putey soobscheniya imperatora Aleksandra I]. St.Petersburg, Tipografiya Yu.N. Erlih, 1910, 158 p.

2. Черномордик Г. И., Козин Б. С., Козлов И. Т. Об экономически целесообразном уровне загрузки однопутных и двухпутных линий // Транспортное строительство. – 1960. – № 12. – С. 46–50. Chernomordik, G.I., Kozin, B.S., Kozlov, I. T. On economically reasonable level of single-track and double track lines load [Ob ekonomicheski tselesoobraznom urovne zagruzki odnoputnyh i dvuhputnyh liniy]. Transportnoe stroitel’stvo, 1960, Iss. 12, pp. 46–50.

3. Козлов В. Е. Пропускная способность железно-дорожных линий и надежность технических средств// Вестник ВНИИЖТ. – 1979. – № 4. – С. 16. Kozlov, V. E. Traffic capacity of railway lines and reliability of technical equipment [Propusknaya sposobnost» zheleznodorozhnyh liniy i nadezhnost» tehnicheskih sredstv]. Vestnik VNIIZhT, 1979, Iss. 4, pp. 1–6.

4. Шульга А. М., Смехова Н. Г. Себестоимость железнодорожных перевозок. – М.: Транспорт, 1985. – 279 с. Shul’ga, A.M., Smehova, N. G. Prime cost of railway transportation [Sebestoimost’ zheleznodorozhnyh perevozok]. Moscow, Transport publ., 1985, 279 p.

5. Мугинштейн Л. А., Шенфельд К. П. Развитие тяжеловесного движения грузовых поездов. – М.: Интекст, 2011. – 76 с. Muginshteyn, L.A., Shenfel’d, K. P. Development of heavy freight trains traffic [Razvitie tyazhelovesnogo dvizheniya gruzovyh poezdov]. Moscow, Intekst publ., 2011, 76 p.

6. Морозов В. Н. Обеспечить рост эффективности работы компании // Железнодорожный транспорт. – 2013. – № 2. – С. 4–10. Morozov, V. N. To increase the efficiency of the company [Obespechit’ rost effektivnosti raboty kompanii]. Zheleznodorozhnyj transport, 2013, Iss. 2, pp. 4–10.

7. Лапидус Б. М. Железнодорожный бизнес: как встать на главный путь. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Интекст, 2012. – 384 с. Lapidus, B. M. Railway business: how to stand up to the main path. 3d ed., enl. and rev. [Zheleznodorozhnyj biznes: kak vstat» na glavnyj put», Izd. 3-e, dop. i pererab.]. Moscow, Intekst publ., 2012. 384 p.

8. Хусаинов Ф. И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте: монография. – М.: Наука, 2012. – 192 с. Husainov, F. I. Economic reforms in railway transport. Monograph [Ekonomicheskie reformy na zheleznodorozhnom transporte. Monograph]. Moscow, Nauka publ., 2012. 192 p.

9. Бородин А. Ф., Сотников Е. А. Рациональное соотношение вместимости путей станций и вагонных парков с учетом увеличения доли приватных вагонов // Железнодорожный транспорт. – 2011. – № 3. – С. 8–19. Borodin, A.F., Sotnikov, E. A. Rational relationship of capacity of station tracks and car fleet with the increasing share of private cars [Ratsional’noe sootnoshenie vmestimosti putey stantsiy i vagonnyh parkov s uchetom uvelicheniya doli privatnyh vagonov]. Zheleznodorozhnyj transport, 2011, Iss. 3, pp. 8–19.

10. Хусаинов Ф. И. Реформы на железнодорожном транспорте: еще две четверти пути // Вектор транспорта. – 2014. – № 1. – С. 22–28. Husainov, F. I. Reforms of rail transport: two more quarters of the way [Reformy na zheleznodorozhnom transporte: esche dve chetverti puti]. Vektor transporta, 2014, Iss. 1, pp. 22–28.

11. Мачерет Д. А. Непростое уравнение // Гудок. – 2013. – 19 ноября. – С. 5. Macheret, D. A. Difficult equation [Neprostoe uravnenie]. Gudok [newspaper], 2013, (19 November), p. 5.

12. Мачерет Д. А. Временная остановка // Гудок. – 2013. – 28 августа. – С. 3. Macheret, D. A. Temporary stoppage [Vremennaya ostanovka]. Gudok [newspaper], 2013, (28 August), p. 3.

13. Щербинин М. Д. Уровень тарифов и уровень сервиса зависят от конкуренции между операторами // Вектор транспорта. – 2014. – № 1. – С. 4142. Scherbinin, M. D. Tariff level and the level of service depend on the competition between operators [Uroven’ tarifov i uroven’ servisa zavisyat ot konkurentsii mezhdu operatorami]. Vektor transporta, 2014, Iss. 1, pp. 41 42.

14. Ковшов В. В. Искусственные ограничения количества вагонов на сети – неприемлемы // Вектор транспорта. – 2014. – № 1. – С. 43–45. Kovshov, V. V. Artificial limits of the number of cars on the network are unacceptable [Iskusstvennye ogranicheniya kolichestva vagonov na seti – nepriemlemy]. Vektor transporta, 2014, Iss 1. pp. 43–45.

15. Лукьянова О. В., Хусаинов Ф. И. Проблемы конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта // Экономика железных дорог. – 2013. – № 12. – С. 64–78. Luk’yanova, O.V., Husainov, F. I. Competition problems of rail and road transport [Problemy konkurentsii zheleznodorozhnogo i avtomobil’nogo transporta]. Ekonomika zheleznyh dorog, 2013, Iss. 12, pp. 64–78.

16. Мачерет Д. А. Экономические записки об отечественных железных дорогах //Отечественные записки. – 2013. – № 3. – С. 162–176. Macheret, D. A. Economic notes on domestic railways [Ekonomicheskie zapiski ob otechestvennyh zheleznyh dorogah]. Otechestvennye zapiski, 2013, Iss 3, pp. 162–176.

17. Мачерет Д. А. Экономический кризис и транспорт // Мир транспорта. – 2010. – № 2. – С. 4–13. Macheret, D. A. Economic Crisis and Transport. Mir Transporta [World of Transport and Transportation] Journal, 2010, Vol. 30, Iss. 2, pр. 4–13.

18. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Модель и методика макроэкономической оценки товарной массы, находящейся в процессе перевозки // Вестник ВНИИЖТ. – 2011. – № 2. – С. 3–7. Lapidus, B.M., Macheret, D. A. Model and method of macroeconomic evaluation of commodity supply in the course of transportation [Model’ i metodika makroekonomicheskoy otsenki tovarnoy massy, nahodyascheysya v protsesse perevozki]. Vestnik VNIIZhT, 2011, Iss. 2. pp. 3–7.

19. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. – М.: КРАСАНД, 2014. – 234 с. Lapidus, B.M., Macheret, D. A. Macroeconomic role of railway transport: Theoretical foundations, historical trends and outlooks [Makroekonomicheskaya rol» zheleznodorozhnogo transporta. Teoreticheskie osnovy, istoricheskie tendentsii i vzglyad v buduschee]. Moscow, KRASAND publ, 2014, 234 p.

20. Мачерет Д. А. Экономические методы управления производственными ресурсами и работой железнодорожного транспорта. – М.: МИИТ, 2000. – 146 с. Macheret, D. A. Economic methods of management of production resources and rail transport functioning [Ekonomicheskie metody upravleniya proizvodstvennymi resursami i rabotoy zheleznodorozhnogo transporta]. Moscow, MIIT publ., 2000, 146 p.

21. Мачерет Д. А., Чернигина И. А. Экономические проблемы грузовых железнодорожных перевозок. – М.: МЦФЭР, 2004. – 240 с. Macheret, D.A., Chernigina, I. A. Economic problems of freight rail transportation [Ekonomicheskie problemy gruzovyh zheleznodorozhnyh perevozok]. Moscow, MTsFER publ., 2004, 240 p.

22. Мачерет Д. А. Влияние транспорта на предметную среду цивилизации // Мир транспорта. – 2012. – № 6. – С. 4–9. Macheret, D. A. The Influence of Transportation on Object Environment of Civilization. Mir Transporta [World of Transport and Transportation] Journal, 2012, Vol. 44, Iss. 6, pр. 4–9.

23. Сенека Л. А. О скоротечности жизни // Историко-философский ежегодник’96. – М.: Наука, 1997. – С. 16–40. Seneka, L. A. On the shortness of life [O skorotechnosti zhizni]. In: Istoriko-filosofskiy ezhegodnik’96. Moscow, Nauka publ., 1997. pp. 16–40.

24. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Повышение скоростной эффективности транспортного сообщения на основе непрерывного перемещения товаров и пассажиров // Фундаментальные исследования для долгосрочного развития железнодорожного транспорта: сб. трудов членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» / Под ред. Б. М. Лапидуса. – М.: Интекст, 2013. – С. 85–94. Lapidus, B.M., Macheret, D. A. Increase in speed efficiency of transportation based on the continuous movement of goods and passengers. Basic research for a long-term development of railway transport: works of members and scientific partners of the Joint Scientific Council of OJSC «Russian Railways». Ed. By B. M. Lapidus [Povyshenie skorostnoy effektivnosti transportnogo soobscheniya na osnove nepreryvnogo peremescheniya tovarov i passazhirov. Fundamental’nye issledovaniya dlya dolgosrochnogo razvitiya zheleznodorozhnogo transporta: sb. trudov chlenov i nauchnyh partnerov Obedinennogo uchenogo soveta OAO «RZhD». Pod red. B. M. Lapidus]. Moscow, Intekst publ., 2013, pp. 85–94.

25. Загорский К. Я. Экономика транспорта. – М.: НКПС, 1923. – 120 с. Zagorskiy, K. Ya. Transport economics [Ekonomika transporta]. Moscow, NKPS publ, 1923, 120 p.

26. Фелдман А. М. Экономическая теория благосостояния // Экономическая теория: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 870–886. Feldman, A. M. Welfare economics and social choice theory [Russian title: Ekonomicheskaya teoriya blagosostoyaniya. Ekonomicheskaya teoriya. Per. s angl.]. Moscow, Infra-M publ., 2004, pp. 870–886.

27. Эрхард Л. Благосостояние для всех // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: В 5 т. – Т.IV: Век глобальных трансформаций. – М.: Мысль, 2004. – С. 316–322. Erhard, L. Welfare for all. In: World economic thought. Through the prism of the century: In 5 volumes. Vol. IV: A Century of Global Transformations [Blagosostoyanie dlya vseh. Mirovaya ekonomicheskaya mysl’. Skvoz’ prizmu vekov. V 5 t. – T.IV. Vek global’nyh transformatsiy]. Moscow, Mysl» publ., 2004, pp. 316–322.

28. Уолтерс А. А. Чрезмерное потребление («перегрузка») // Экономическая теория: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 157–166. Walters, A. A. Excessive consumption («overload») [Russian title: Chrezmernoe potreblenie («peregruzka»). Ekonomicheskaya teoriya. Per. s angl.]. Moscow, Infra-M publ., 2004, pp. 157–166.

29. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с. Smith, A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations [Russian title: Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov. Per. s angl.]. Moscow, Eksmo publ., 2009, 960 p.

30. Мачерет Д. А. Особенности транспортного рынка и их влияние на тарифную политику // Железнодорожный транспорт. – 1996. – Вып. 3. – С. 11–16. Macheret, D. A. Features of the transport market and their impact on the tariff policy [Osobennosti transportnogo rynka i ih vliyanie na tarifnuyu politiku]. Zheleznodorozhnyj transport, 1996, Iss. 3. pp. 11–16.

31. Ротбард М. К новой свободе: Либертарианский манифест: Пер. с англ. – М.: Новое издательство, 2009. – 398 с. Rothbard M. For a New Liberty: The Libertarian Manifesto [Russian title: K novoy svobode. Libertarianskiy manifest. Per. s angl.]. Moscow, Novoe izdatel’stvo publ., 2009, 398 p.

32. Фрэнк Р. Дарвиновская экономика: Свобода, конкуренция и общее благо: Пер. с англ. – М.: Изд. Института Гайдара, 2013. – 352 с. Frank R. The Darwin Economy: Liberty, Competition, and the Common Good [Russian title: Darvinovskaya ekonomika: Svoboda, konkurentsiya i obschee blago. Per. s angl.]. Moscow, Izd. Instituta Gaydara publ., 2013, 352 p.

33. Варламов И. Система парковок в Сан-Франциск о //http://www.echo.msk.ru/blog/ varlamov_i/1238946-echo/. Varlamov, I. Parking system in the San Francisco [Sistema parkovok v San-Frantsisko]. //http://www.echo.msk.ru/blog/varlamov_i/1238946-echo/.

34. Мачерет Д. А. Инвестиции государства в инфраструктуру: методология оценки // Мир транспорта. – 2013. – № 4. – С. 14–19. Macheret, D. A. Public Investments in Infrastructure: Methodology for Assessment. Mir Transporta [World of Transport and Transportation] Journal, 2013, Vol. 48, Iss. 4, pр.14–19.


Для цитирования:


Мачерет Д.А. ЭКОНОМИКА «ПРОБКИ». Мир транспорта. 2014;(3):64-75.

For citation:


Macheret D.A. ECONOMY OF BOTTLE NECKS. World of Transport and Transportation. 2014;(3):64-75. (In Russ.)

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)