Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции моряков с применением тренажеров

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-3-13

Аннотация

В связи с высокой скоростью технического прогресса в морской отрасли, морякам необходимо постоянно совершенствовать профессиональные компетенции и не упускать из виду важные перспективы. С целью исследования опыта формирования профессиональной иноязычной компетенции морских специалистов авторы рассматривают условия применения широкого набора образовательных средств в морском университете, включая тренажеры. Обосновывается логика разработки и применения имитационного моделирования. В статье нашла отражение дескрипция различных методов исследования (теоретического анализа научной литературы, анкетирования, ранжирования и сравнения, обсуждения и интервью, сбора статистических данных, констатирующего и формирующего экспериментов).

Анализ образовательного опыта через призму компетентностного подхода и результатов, полученных на разных этапах деятельности, доказывает, что эффективность развития иноязычной коммуникативной компетенции возрастает в процессе комплексного междисциплинарного подхода и применения современных высокотехнологичных средств обучения, среди которых особое место отводится тренажерам. Авторы подчеркивают необходимость соответствующего методического сопровождения, где технологический подход предполагает специальные сценарии тренажерного обучения, ситуационные алгоритмы с применением стандартных фраз ИМО, при которых учитывается множество факторов, как связанных с техническими характеристиками самих устройств, их программного обеспечения, так и ситуационной составляющей.

Об авторах

В. А. Филоненко
Государственный морской университет имени адмирала Федора Федоровича Ушакова (ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова)
Россия

Филоненко Виктория Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Новороссийск

Scopus Author ID: 57983999000;

РИНЦ Author ID: 710610



В. Ф. Тенищева
Государственный морской университет имени адмирала Федора Федоровича Ушакова (ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова)
Россия

Тенищева Вера Федоровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков

Новороссийск



А. В. Попова
Государственный морской университет имени адмирала Федора Федоровича Ушакова (ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова)
Россия

Попова Анна Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков 

Новороссийск

РИНЦ Author ID: 758372



Список литературы

1. Копылов Ю. А., Чернышева Е. И., Алексеева И. А. [и др.]. Инновационные направления профессиональной подготовки в России и за рубежом: Коллективная монография. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2024. – 540 с. ISBN 978-5- 93856-797-9. EDN AANNXT.

2. Баляева С. А., Хвингия Т. Г., Калинина С. А. Повышение эффективности высшего морского образования в цифровом обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2021. – № 1 (273). – С. 22–30. EDN: KHFPMK.

3. Филоненко В. А. Проектирование имитационных тренингов на тренажере при обучении морскому английскому языку // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2020. – № 2 (258). – С. 139–145. EDN: XSFALG.

4. Аванесова Т. П., Груздева Л. К., Груздев Д. Ю., Мефлех М. В. Основные требования вузов к подготовке обучающихся к профессиональной деятельности // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. – 2021. – № 1 (34). – С. 65–69. EDN: XBFJCY.

5. Олейников Б. И., Костылев И. И. Тенденции развития и современное состояние технологических тренажеров для подготовки специалистов морского и речного транспорта // Сб. трудов Всероссийской научно-практ. конференции «Современные научные исследования: актуальные проблемы и тенденции». «Речной Форум 2019», Омск, 19–20 декабря 2019 года. – Омск: Омский институт водного транспорта (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта», 2019. – С. 188– 196. EDN: WWPPYN.

6. Тульчий В. В. Технология формирования информационной образовательной среды дистанционной профессиональной подготовки специалистов морского транспорта: Монография. – Новороссийск: Ред.-изд. отд. ФГОУ ВПО «Морская гос. акад. им. адм. Ф. Ф. Ушакова», 2011. – 122 с. EDN: QNYDBR.

7. Баляева С. А. Образовательные технологии базисной подготовки специалистов морского транспорта // Материалы международной научной конференции «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе», Москва, 13–14 декабря 2018 года / Факультет психологии МГУ имени М. В.Ломоносова; Российское психологическое общество. – М.: МГУ имени М. В.Ломоносова, Издательский Дом (типография), 2018. – С. 54–56. EDN: YVCYTZ.

8. Тенищева В. Ф., Филоненко В. А., Кузнецова Ю. С. Профессиональная самоорганизация в иноязычной подготовке морского специалиста // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2 (87). – С. 106–108. EDN: DJFDMJ.

9. Ибляминова М. Р. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в иноязычной подготовке специалистов водного транспорта // Актуальные решения проблем водного транспорта: Сб. материалов I Международной научно-практ. конференции, Астрахань, 28 апреля 2022 года. – Астрахань: ИП Сорокин Роман Васильевич (Издатель: Сорокин Роман Васильевич), 2022. – С. 367–372. EDN: MVIQGJ.

10. Нагорнова А. Ю., Рогалева Г. И., Бобылев А. В. [и др.]. Современное высшее образование: теория и практика. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2020. – 602 с. ISBN 978-5- 6045070-8-7. EDN: YFZVAP.

11. Тенищева В. Ф., Кузнецова Ю. С., Цыганко Е. Н., Филоненко В. А., Петьков В. А. Технология междисциплинарного взаимодействия в иноязычной среде как средство профессиональной подготовки морских специалистов // Ученые записки университета им. П. Ф.Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С. 351–356. EDN: ZBOXBR.

12. Нагорнова А. Ю., Донина И. А., Задворная М. С. [и др.] Основные тенденции развития высшего образования в России и за рубежом: Коллективная монография / Отв. редакторы А. Ю. Нагорнова, Т. Б. Михеева. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2022. – 316 с. ISBN 978-5-6048051-4-5. EDN: NVJHXP.

13. Филоненко В. А. Аналитические методы межкультурной коммуникации в практике развития профессиональных компетенций судоводителей // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. – 2017. – № 1 (18). – С. 85–88. EDN: ZEUQDB.

14. Филоненко В. А., Тенищева В. Ф., Кузнецова Ю. С., Цыганко Е. Н. 4.4. Профориентация и самоорганизация как факторы мотивации будущих моряков // Современное высшее образование: идеи, технологии, результаты. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2021. – С. 388–397. EDN: DRJGHY.

15. Баляева С. А., Баляев Д. Д. Теоретические основы проектирования базовой подготовки специалистов морского флота // Перспективные исследования: теория и практика: сб. статей международной научной конференции, Калининград, 02 сентября 2023 года / Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова. – СПб.: ООО «Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова», 2023. – С. 18–19. EDN: JQHPDI.


Рецензия

Для цитирования:


Филоненко В.А., Тенищева В.Ф., Попова А.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции моряков с применением тренажеров. Мир транспорта. 2024;22(3):115-122. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-3-13

For citation:


Filonenko V.A., Tenishcheva V.F., Popova A.V. Development of Seafarers’ Foreign Language Communicative Competence Using Simulators. World of Transport and Transportation. 2024;22(3):115-122. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-3-13

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)