Качество общественного транспорта мегаполиса в мультимодальных перевозках маятниковой миграции населения
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-6-3
Аннотация
В работе рассмотрены методологические вопросы создания действенного механизма структурной и параметрической идентификации течений в связанных потоках пешеходов и пассажиров на сложных, длинных маршрутах движения индивидов в границах мегаполиса. Такие маршруты определяют существенные объёмы мультимодальных перевозок, повторяющихся в течение рабочей недели в пиковые часы, и их идентификация необходима для принятия управленческих решений организациями, занимающимися вопросами транспортного планирования, организацией движения общественного транспорта и транспортного обслуживания населения.
Ключевым моментом исследования является определение логики выбора маршрута через интегральную оценку его качества, которая включает оценку качества не только перевозки и доступного на транспорте сервиса, но и объектов транспортной инфраструктуры, атакже объектов улично-дорожной сети, задействованных в реальных маршрутах перемещения людей по территории городской агломерации.
Для спецификации сложных маршрутов, течений с общими параметрами формирования и выбора маршрутов для профильных групп пешеходов-пассажиров, построения моделей их поведения предложен новый ключевой объект исследования – пользователь общественным транспортом (ПОТ), а также алгоритм идентификации таких маршрутов с использованием данных сотовых операторов.
Показано, что известные инструменты исследования структуры спроса на перевозки на общественном транспорте малоэффективны. Приводятся результаты исследования воспринимаемого пользователями качества общественного транспорта в черте московской городской агломерации. Выявлено смещение приоритетов в выборе варианта маршрута – от более экономичного по времени и цене к наилучшему по удобству и качеству общественного транспорта на маршруте.
Предложена модифицированная модель взаимозависимых видов деятельности, которые влияют непосредственно на оценку качества общественного транспорта на маршруте ПОТ, а также модель чувствительности ПОТ к качеству вариантов маршрута.
Об авторах
Г. В. БубноваРоссия
Бубнова Галина Викторовна – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, организации производства и менеджмента, заместитель директора Научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» (НОЦ ЦВТС)
Москва
О. Н. Покусаев
Россия
Покусаев Олег Николаевич – кандидат экономических наук, доцент, директор Российской открытой академии транспорта
Москва
А. В. Акимов
Россия
Акимов Андрей Валерьевич – генеральный директор
Москва
Список литературы
1. Sztangret, I. Systemic Sustainable Development in the Transport Service Sector. Sustainability, 2020, 12 (22), 9525. DOI: 10.3390/su12229525.
2. Barter, P. A. Public Planning with Business Delivery of Excellent Urban Public Transport. Policy and Society, 2008, Vol. 27, Iss. 2, pp. 103–114. DOI: 10.1016/j.polsoc.2008.09.007.
3. Van Lierop, D., Badami, M. G, El-Geneidy, A. M. What influences satisfaction and loyalty in public transport? A review of the literature. Transport Reviews, 2018, 38 (1), pp. 52–72. DOI: 10.1080/01441647.2017.1298683.
4. Milovanović, A., Lekić, O. Z.Indicators of Sustainable Development and the Urban Sustainability. In: Sustainability and Resilience Socio-Spatial Perspective, TU Delft Open, 2018, pp. 103–124. [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net/publication/328320057_Indicators_of_Sustainable_Development_and_the_Urban_Sustainability. Доступ 21.11.2023.
5. Litman, T. The Future is not what it Used to Be: Changing Travel Demands and their Implications for Transport Planning. Victoria Transport Policy Institute. [Электронный ресурс]: https://www.vtpi.org/future.pdf. Доступ 21.11.2023.
6. Litman, T. Evaluating Public Transit Benefits and Costs. Victoria Transport Policy Institute. [Электронный ресурс]: https://www.vtpi.org/tranben.pdf. Доступ 21.11.2023.
7. Mouter, N., Chorus, C. Value of time – A citizen perspective. Transportation Research, Part A, 2016, Vol. 91 (С), pp. 317–329. DOI: 10.1016/j.tra.2016.02.014.
8. Molin, E., Adjenughwure, K., De Bruyn, M., Cats, O., Warffemius, P. Does conducting activities while traveling reduce the value of time? Evidence from a within-subjects designed choice experiment. Presentation at the International Transport Forum (ITF) Roundtable on Zero Value of Time. ITF Roundtable Reports, 2019, Vol. 132 (2), pp. 18–29, Paris, France: OECD Publishing. DOI: 10.1016/j.tra.2019.10.017.
9. Crozet, Y., Mercier, A. Urban Toll: Rethinking Acceptability Through Accessibility. International Transport Forum Discussion Papers, 2018, No. 2018–16, OECD Publishing, Paris. DOI: https://doi.org/10.1787/af22477a-en.
10. Sidorchuk, R., Efimova, D., Lopatinskaya, I., Kaderova V. Parametric Approach to the Assessment of Service Quality Attributes of Municipal Passenger Transport in Moscow. Modern Applied Science, 2015, Vol. 9, Iss. 4, pp. 303–311. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/mas.v9n4p303.
11. Намиот Д. Е., Покусаев О. Н., Чекмарев А. Е. Модели сетевой близости в информационных системах на транспорте. International Journal of Open Information Technologies, 2020, Vol. 8, № 9, pp. 53–58. EDN: PDQDEW.
12. Leviäkangas, P., Öörni, R. From business models to value networks and business ecosystems – What does it mean for the economics and governance of the transport system? Utilities Policy, 2020, Vol. 64, 101046. DOI: 10.1016/j.jup.2020.101046.
13. Vicente, P., Suleman, A., Reis, E.Index of Satisfaction with Public Transport: A Fuzzy Clustering Approach. Sustainability, 2020, 12 (22), 9759. DOI: https://doi.org/10.3390/su12229759.
14. Медведенко С. А., Намиот Д. Е. Визуальный анализ данных пассажиропотока железнодорожного транспорта. International Journal of Open Information Technologies, 2021, Vol. 9, Iss. 6, pp. 51–60. [Электронный ресурс]: http://injoit.org/index.php/j1/article/view/1113. Доступ 23.11.2023.
15. Kittelson, W. K. Historical Overview of the Committee on Highway Capacity and Quality of Service. In: Transportation Research Circular E-C018: 4th International Symposium on Highway Capacity. Proceedings. June 27–July 1, 2000, Maui, Hawaii. Transportation Research Board. National Research Council. Ed. Werner Brilon. [Электронный ресурс]: https://trid.trb.org/view/657327. Доступ 23.11.2023.
16. Worsley, T., Leung, J. What is the Value of Saving Travel Time? Summary and Conclusions. International Transport Forum, 2019, pp. 12–15. Paris, France. [Электронный ресурс]: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/value-saving-travel-time.pdf. Доступ 23.11.2023.
17. Adjenughwure, K. The Monetary value of a pleasant and productive train trip. Master Thesis, Delft University of Technology. 2017. [Электронный ресурс]: https://repository.tudelft.nl/islandora/object/uuid: fec31781‑e374–4eb4–9e8a‑02064fca0c63?collection=education. Доступ 23.11.2023.
18. Esztergár-Kiss, D., Kerényi, T. Creation of mobility packages based on the MaaS concept. Travel Behavior and Society, 2020, Vol. 21, pp. 307–317. DOI: 10.1016/j.tbs.2019.05.007.
19. Yan Zhang, Grignard, A., Lyons, K., Aubuchon, A., Larson, K. Real-time Machine Learning Prediction of an Agent-Based Model for Urban Decision-making (Extended Abstract). Proceedings from AAMAS ‘18: 17th International Conference on Autonomous Agents and MultiAgent Systems, 2018, pp. 2171–2173. [Электронный ресурс]: https://ifaamas.org/Proceedings/aamas2018/pdfs/p2171.pdf. Доступ 23.11.2023.
Рецензия
Для цитирования:
Бубнова Г.В., Покусаев О.Н., Акимов А.В. Качество общественного транспорта мегаполиса в мультимодальных перевозках маятниковой миграции населения. Мир транспорта. 2023;21(6):22-32. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-6-3
For citation:
Bubnova G.V., Pokusaev O.N., Akimov A.V. The Quality of Public Transport Services in Multimodal Commuting in a Megalopolis. World of Transport and Transportation. 2023;21(6):22-32. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-6-3