Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Математическая модель транспортного поведения на основе теории транспортных макросистем

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-6-2

Аннотация

В продолжение исследования, целью которого была разработка нового подхода к определению транспортного поведения жителей городских агломераций, наметить главные пути его развития, предложено новое описание транспортного поведения с позиций самых разных научных дисциплин и теории макросистем.

Это, по мнению авторов, закладывает базис для создания теории транспортного поведения, которая в настоящее время отсутствует.

Разработана математическая модель транспортного поведения, которая основана на положениях теории макросистем академика Ю. С. Попкова, с использованием энтропийного подхода при определении равновесного состояния транспортной системы. При этом в модели определён первоначальный список параметров, отвечающих за описание «транспортного поведения». Последнее рассматривается как коллективный феномен, создающий детерминированное представление, возникающее в результате взаимодействия множества стохастически действующих элементов (участников дорожного движения).

Составлена предварительная схема решения задачи о поиске неизвестных системы уравнений и неравенств в модели.

Об авторах

И. Е. Агуреев
Тульский государственный университет (ТулГУ)
Россия

Агуреев Игорь Евгеньевич – доктор технических наук, заведующий кафедрой автомобилей и автомобильного хозяйства

Тула



А. В. Ахромешин
Тульский государственный университет (ТулГУ)
Россия

Ахромешин Андрей Владимирович – докторант кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства

Тула



Список литературы

1. . Агуреев И . Е ., Ахромешин А . В . Подходы к формализации понятия транспортного поведения населения городских агломераций // Интеллект . Инновации . Инвестиции . – 2021 . – № 2 – С . 60–70 . DOI: 10 .25198/2077-7175-2021-2-60 .

2. . Алиев А . С ., Стрельников А . И ., Швецов В . И ., Шершевский Ю . З . Моделирование транспортных потоков в крупном городе с применением к московской агломерации // Автоматика и телемеханика . – 2005 . – № 11 – С . 113–125 . [Электронный ресурс]: http://www .mathnet.ru/php/getFT phtml?jrnid=at&paperid=1465&what=fullt&option_lang=rus . Доступ 19 .11 .2021 .

3. . Carrothers, G A P An Historical Review of the Gravity and Potential Concepts of Human Interaction Journal of the American Planning Association, 1956, Vol 22, pp . 94–102 . DOI: 10.1080/01944365608979229 .

4. . Вильсон А . Дж . Энтропийные методы моделирования сложных систем / Пер . с англ . – М .: Наука, 1978 . – 247 с .

5. . Попков Ю . С . Теория макросистем: Равновесные модели – М : Эдиториал УРСС, 1999 – 320 с ISBN 5-8360-0035-2 .

6. . Васильева Е . В ., Игудин Р . В ., Лившиц В . Н . Оптимизация планирования и управления транспортными системами . – М .: Транспорт, 1987 . – 207 с .

7. . Васильева Е . В ., Левит Б . Ю ., Лившиц В . Н . Нелинейные транспортные задачи на сетях . – М .: Финансы и статистика, 1972 . – 103 с .

8. . Швецов В И Математическое моделирование транспортных потоков // Автоматика и телемеханика – 2003 – № 11 – С 3–46 [Электронный ресурс]: http://www mathnet ru/php/getFT phtml?jrnid=at&paperid=1966&what=fullt&option_lang=rus Доступ 19 11 2021

9. . Фёдоров В . А . Транспортное поведение индивидуумов – основной источник городских транспортных проблем // Молодой учёный – 2015 – № 18 (98) – С . 309–316 [Электронный ресурс]: https://moluch ru/archive/98/21292/ . Доступ 19 .11 .2021 .

10. . Мулеев Е . Ю . «Транспортное поведение», «Подвижность», и «Мобильность»: к вопросу о концептуальности терминов // Социологический журнал – 2015 – Т . 21 – № 3 – С 8–28 DOI: https://doi org/10 19181/socjour .2015 .21 .3 .2375 .

11. Савельева В Ю Факторы формирования транспортного поведения в крупнейших городах России // Журнал «Градостроительство» – Всесоюзный научноисследовательский институт проблем научно-технического прогресса информации в строительстве (Москва) . – 2018 – № 5 (57) – С 54–62 [Электронный ресурс]: https://www elibrary ru/item asp?id=35781220 Доступ 19 11 2021

12. Мулеев Е Ю Транспортное поведение населения России: краткий отчёт о социологическом исследовании . – М .: Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, 2015 . – 37 c . [Электронный ресурс]: https://www hse ru/data/2015/03/10/1093862032/Транспортное%20поведение%20населения%20РФ_2014pdf . Доступ 19 .11 .2021 .

13. . Mobility in cities database . Synthesis report . UITP, 2015 [Электронный ресурс]: https://cms uitp org/wp/wp-content/uploads/2020/06/MCD_2015_synthesis_web_0pdf . Доступ 27 .12 .2021 .

14. Quan Liang; Jiancheng Weng; Wei Zhou; Selene Baez, Santamaria; Jianming Ma; Jian Rong Individual Travel Behavior Modeling of Public Transport Passenger Based on Graph Construction Hindawi Journal of Advanced Transportation, Vol . 2018, Article ID 3859830 . DOI: https://doi .org/10 .1155/2018/3859830 .

15. . Агуреев И . Е Развитие теории макросистем как необходимое условие повышения качества транспортного моделирования // Мир транспорта . – 2020 . – Т . 18 . – № 2 . – С . 6–20 . DOI: https://doi .org/10 .30932/1992-3252-2020-18-06-20 .

16. . Гасников А . В ., Гасникова Е . В ., Мендель М . А ., Чепурченко К . В . Эволюционные выводы энтропийной модели расчёта матрицы корреспонденций // Математическое моделирование . – 2016 . – Т 28 – С . 1–16 . [Электронный ресурс]: http://www .mathnet .ru/php/getFT .phtml?jrnid=mm&paperid=3724&what=fullt&option_lang=rus Доступ 19 .11 .2021 .

17. Имельбаев Ш С , Шмульян Б Л Моделирование стохастических коммуникационных систем // Энтропийные методы моделирования сложных систем – М : Наука, 1978 . – С . 170–233 . [Электронный ресурс]: http://www.mathnet ru/php/getFT phtml?jrnid=at&paperid=7358&what=fullt&option_lang=rus . Доступ 19 .11 .2021 .

18. . Гасникова Е . В . О возможной динамике в модели расчёта матрицы корреспонденций // Введение в математическое моделирование транспортных потоков / Под ред А В . Гасникова и др . – 2-е изд . – М .: Московский центр непрерывного математического образования, 2013 . – С . 248–270 . ISBN 9785443921501 . [Электронный ресурс]: https://ru pt1lib org/dl/2899886/f9150c Доступ 19.11.2021 .

19. Нестеров Ю Е , Шпирко С В Стохастическое транспортное равновесие // Введение в математическое моделирование транспортных потоков / Под ред А . В Гасникова и др – 2-е изд – М : Московский центр непрерывного математического образования, 2013 . – С . 314–324 ISBN 9785443921501 [Электронный ресурс]: https://ru pt1lib org/dl/2899886/f9150c Доступ 19 11 2021

20. Wilson, A G Complex Spatial Systems: The Modelling Foundations of Urban and Regional Analysis London, New-York, 2000 DOI: https://doi.org/10.4324/9781315838045.

21. . Dearden, J ., Wilson, A . Exploring urban retail phase transition – 1: an analysis system UCL, Working Papers Series, July, 2008 Paper 140 [Электронный ресурс]: https://discovery ucl ac uk/id/eprint/15193/1/15193 pdf Доступ 19 .11 .021 .

22. Wilson, A G The «Thermodynamics» of City: Evolution and Complexity Science in Urban Modelling . In: Complexity and Spatial Networks, Advances in Spatial Science Springer-Verlag, Berlin, Heidlberg, 2009, pp 11–31 DOI: 10 .1007/978-3-642-01554-0_2 .

23. . Purvis, B ., Mao, Yo ., Robinson, D . Entropy and its Application to Urban Systems . Entropy, 2019, Vol . 21, 56 p . DOI: 10 .3390/e21010056 .


Рецензия

Для цитирования:


Агуреев И.Е., Ахромешин А.В. Математическая модель транспортного поведения на основе теории транспортных макросистем. Мир транспорта. 2021;19(6):13-18. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-6-2

For citation:


Agureev I.E., Akhromeshin A.V. Mathematical Model of Transport Behaviour Based on Transport Macrosystems Theory. World of Transport and Transportation. 2021;19(6):13-18. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-6-2

Просмотров: 439


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)