Влияние транспортного комплекса на экономико-технологический потенциал территорий
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-5-6
Аннотация
Деятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на конкретной территории, во многом зависит от действия факторов транспортного характера с учётом сложившихся хозяйственных связей и ресурсного обеспечения территорий. При этом необходимо учитывать особенную роль в жизнеобеспечении территориального хозяйства, принадлежащую экономико-технологическому потенциалу, который, являясь индикатором её материальной основы, выступает также показателем успешности освоения материально-инновационной базы конкретной территории. Вместе с тем существует определённый когнитивный пробел в области понимания влияния транспортной инфраструктуры на потенциальные возможности территории. Актуальным является продолжение исследований в целях теоретического осмысления такого влияния. Целью настоящей работы является теоретическое обоснование влияния транспортного комплекса на деятельность хозяйствующих субъектов территорий с учётом экономико-технологического потенциала территории. Использован комплексный подход и эмпирико-теоретический метод, которые позволяют провести исследование на основе совокупных характеристик деятельности транспортного комплекса, базируясь на открытых статистических данных, и характеризовать его влияние на экономикотехнологический потенциал территории. В целях получения сопоставимых результатов в рамках единой национальной экономической и транспортной системы, что позволяет нивелировать влияние страновых факторов, были проанализированы основные показатели деятельности территориальных округов Российской Федерации, в том числе, масштабы развития транспортной системы, общая динамика протяжённости путей сообщения и роль инвестирования в деятельности транспортного комплекса. Определены результаты и перспективы деятельности транспортного комплекса в рамках территориальных взаимодействий хозяйствующих субъектов. Предложенный подход к анализу взаимосвязи экономикотехнологического потенциала территорий и транспортных систем предлагается в качестве основы для последующих исследований, так как являясь в достаточной мере универсальным, может быть при условии дальнейшего развития и адаптации к соответствующим условиям быть декомпозирован или масштабирован, соответственно, к анализу меньших территориальных единиц или, наоборот, отдельных стран.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. ГуськинаРоссия
Гуськина Наталья Владимировна – аспирант кафедры экономики, финансов и управления на транспорте
Москва
Список литературы
1. Trofimova, N., Mamleeva, E., Sazykina, M., Shiryaeva, G. Territory production potential. SHS Web of Conferences, Vol. 94, 2021. Sustainable Development of Regions 2020 – XVI International Scientific and Practical Conference «State. Politics. Society». DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219401016.
2. Шкурина Л. В., Маскаева Е. А., Сертакова Е. Н. Проблемы оценки экономико-технологического потенциала транспортной компании при реализации перевозок пассажиров в пригородном сообщении // Наука и техника транспорта. – 2015. – № 4. – С. 62–64. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=25081913. Доступ 01.09.2021.
3. Гуськина Н. В. Теоретические основы структуры экономико-технологического потенциала территорий // Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход: материалы VI международной научно-практической конференции: сборник статей и тезисов докладов, Владимир, 03 июня 2020 года. – Владимир: Издательско-полиграфическая компания «Транзит-ИКС», 2020. – С. 125–129. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=42986868. Доступ 01.09.2021.
4. Ускова Т. В. О потенциале развития российских территорий // Проблемы развития территории. – 2018. – № 5 (97). – С. 7–17. DOI 10.15838/ptd.2018.5.97.1.
5. Шкурина Л. В., Гуськина Н. В. Тренды транспортного комплекса, влияющие на развитие экономического потенциала территорий России // Тренды экономического развития транспортного комплекса России: форсайт, прогнозы и стратегии: Сборник научных трудов национальной научно-практической конференции, Москва, 18 марта 2020 года / Российский университет транспорта. – М.: Инфра-М, 2020. – С. 253–257. ISBN 978-5-16-016798-5. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=45814088&selid=45814201. Доступ 01.09.2021.
6. Исаев А. Г. Транспортная инфраструктура и экономический рост: пространственные эффекты // Пространственная экономика. – 2015. – № 3. – С. 57–73. DOI: 10.14530/se.2015.3.057-073.
7. Павлова А. Н., Шкурина Л. В. Планирование затрат в рамках оптимизации расходной базы транспортной компании в конкурентной среде // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы Всероссийской конференции с международным участием, Москва, 20–23 ноября 2019 года / Под общ. ред. Т. В. Шепитько. – М.: Издательство «Перо», 2020. – С. 170–171. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=42959007. Доступ 01.09.2021.
8. Шкурина Л. В., Воблова Т. В., Беряков С. Н. Теоретико-методологические основы финансирования транспортной инфраструктуры регионов // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 2 (103). – С. 381–383. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=37238704. Доступ 01.09.2021.
9. Vukic, L., Mikulić, D., Keček, D. The Impact of Transportation on the Croatian Economy: The Input–Output Approach. Economies, 2021, Vol. 9, Iss. 7, 16 p. DOI: https://doi.org/10.3390/economies9010007.
10. Okechukwu, E., Madonsela, N. S., Adedotun, A. The Effect of Transportation Infrastructure on Economic Development. Conference: Proceedings of the 2nd African International Conference on Industrial Engineering and Operations Management Harare, Zimbabwe, December 7–10, 2020. [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net/publication/349476934_The_Effect_of_Transportation_Infrastructure_on_Economic_Development. Доступ 06.10.2021.
11. Гулин К. А., Мазилов Е. А., Кузьмин И. В., Алферьев Д. А., Ермолов А. П. Научно-технологический потенциал территорий и его сравнительная оценка // Проблемы развития территории. – 2017. – № 1 (87). – С. 8–24. [Электронный ресурс]: https://findpatent.ru/magazine/024/245263.html. Доступ 01.09.2021.
12. Дудаков Д. С. Инновационное развитие систем общественного транспорта в контексте взаимодействия с городской средой // Архитектура и современные информационные технологии. – 2018. – № 1 (42). – С. 287– 304. [Электронный ресурс]: https://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/PDF/21_dudakov.pdf. Доступ 01.09.2021.
13. Горбунов А. А. Региональное измерение политики развития транспортной инфраструктуры: зарубежный и отечественный опыт // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 1. – С. 136–145. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnoe-izmereniepolitiki-razvitiya-transportnoy-infrastruktury-zarubezhnyyi-otechestvennyy-opyt/pdf. Доступ 01.09.2021.
14. Гуськина Н. В. Проблемы транспортных услуг в деятельности хозяйствующих субъектов // Тренды экономического развития транспортного комплекса России: форсайт, прогнозы и стратегии, Москва, 21 апреля 2020 года / Институт экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ). – Москва, 2021. – С. 81–84.
15. Платонов А. А. Факторы формирования транспортной инфраструктуры региона // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: Сборник материалов II Национальной научно-практической конференции, Омск, 18–19 апреля 2019 года. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2019. – С. 236–241. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=38256833. Доступ 01.09.2021.
Рецензия
Для цитирования:
Гуськина Н.В. Влияние транспортного комплекса на экономико-технологический потенциал территорий. Мир транспорта. 2021;19(5):50-56. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-5-6
For citation:
Guskina N.V. The Impact of the Transport Industry on the Economic and Technological Capacity of the Territories. World of Transport and Transportation. 2021;19(5):50-56. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-5-6