КРИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ: МИРОВОЙ ОПЫТ
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-16-37
Аннотация
Описаны подходы к трактовке понятия «критические технологии», кроме контент-анализа используется инструментарий, связанный с использованием кривой Гартнера.
Приводятся примеры наиболее ярких кейсов внедрения критических технологий в железнодорожных компаниях, а также определяются кластеры наиболее востребованных критических технологий, способных в среднеи долгосрочной перспективе кардинально изменить железнодорожную отрасль. К их числу относятся: автоматизация и механизация производственных процессов; организация высокоскоростных пассажирских и грузовых перевозок; управление ресурсами, безопасностью, рисками и надёжностью на всех этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта и инфраструктуры; развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном и информационном пространстве; организация грузового тяжеловесного движения. Подтверждается необходимость проведения регулярного мониторинга и совершенствования эффективности организации технологической инновационной деятельности железнодорожных компаний в целях сохранения ими ведущих позиций по уровню конкурентоспособности.
Об авторах
М. М. ЖелезновРоссия
доктор технических наук, доцент, профессор кафедры информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве
Москва
О. И. Карасев
Россия
кандидат экономических наук, директор центра научно-технологического прогнозирования экономического факультета
Москва
С. С. Тростьянский
Россия
магистр по направлению «Экономика», заместитель директора Центра хранения и анализа больших данных
Москва
Е. А. Шитов
Россия
магистр по направлению «Менеджмент», ведущий специалист Центра хранения и анализа больших данных
Москва
Список литературы
1. Fagerberg, J. Technology and competitiveness. Oxford review of economic policy, 1996, Vol. 12, Iss. 3, pp. 39–51. DOI: 10.1093/oxrep/12.3.39.
2. Louvet, J. P. Les principaux résultats de l’étude «Technologies clés 2005». Ministère de l’Économie, des Finances et de l’Industrie de la Répubique Française, Paris, 2000. [Электронный ресурс]: https://archives.entreprises.gouv.fr/2012/www.industrie.gouv.fr/infopres/presse/si_tech3.html.
3. Rapport public. Technologies clés 2010. Ministère de l’Économie, des Finances et de l’Industrie de la Répubique Française, Direction générale des Entreprises, 2006. [Электронный ресурс]: https://www.vie-publique.fr/rapport/28624-technologies-cles‑2010.
4. Rapport public. Technologies clés 2015. Ministère de l’Economie, des Finances et de l’Industrie de la Répubique Française, 2011. [Электронные ресурсы]: https://www.viepublique.fr/rapport/31652-technologies-cles‑2015; http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/rapportspublics/114000139.pdf.
5. Соколов А. В. Метод критических технологий // Форсайт. – 2007. – Т. 1. – № 4. – С. 64–74.
6. Шашнов С. А., Позняк А. Ю. Научно-технологические приоритеты для модернизации российской экономики // Форсайт. – 2011. – Т. 5. – № 2. – С. 48–56.
7. Данилин И. В., Мамедяров З. А., Кобринская И. Я. Прогнозирование технологических тенденций на основе социально-экономических факторов // М.: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук, 2016. – 21 с. [Электронный ресурс]: https://www.imemo.ru/files/File/ru/Projects/ONI/2016/2016-DYNKIN-REPRFFI‑001.pdf. Доступ 21.10.2019.
8. Бойченко А. В., Корнеев Д. Г., Казаков В. А., Лукинова О. В. Инжиниринг предприятий на основе технологий интернета вещей // Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ‑2017): Сб. науч. трудов XX юбилейной Всероссийской научной конференции. 26–28 апреля 2017 г. / Под науч. ред. Ю. Ф. Тельнова: в 2 т. – М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. – Т. 1. – 452 с. – С. 218–224.
9. Кононов В. Н., Замбржицкая Е. С., Дема Р. Р., Харченко М. В. Управление жизненными циклами промышленных технологий // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2018. – № 1. – С. 76–87. – DOI: 10.25513/1812-3988.2018.1.76-87.
10. 5 Trends Emerge in the Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies, 2018. [Электронный ресурс]: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-trends-emerge-in-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies‑2018. Доступ 29.07.2019.
11. 5 Trends Appear on the Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies, 2019. [Электронный ресурс]: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-trends-appear-on-the-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies‑2019/. Доступ 14.10.2019.
12. Hartmann, B., King, W. P., Narayanan, S. Digital manufacturing: The revolution will be virtualized. McKinsey Quarterly, Aug. 2015. [Электронный ресурс]: https://www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/digital-manufacturing-therevolution-will-be-virtualized. Доступ 21.10.2019.
13. Industry 4.0: Building the digital enterprise. 2016 Global Industry 4.0 Survey [Электронный ресурс]: https://www.pwc.com/gx/en/industries/industries‑4.0/landing-page/industry‑4.0-building-your-digital-enterprise-april‑2016.pdf. Доступ 14.10.2019.
14. Nyikes, Z., Tokody, D., Kovács, T. In situ testing of rail damages in accordance with Industry 4.0. Journal of Physics: Conference Series, IOP Publishing, 2018, Vol. 1045, Iss. 1, p. 012032. DOI: 10.1088/1742-6596/1045/1/012032.
15. Гридин В. Н., Доенин В. В., Панищев В. С., Бысов И. Д. Нейронная сеть для прогнозирования нагрузок энергопотребления сортировочного узла // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17. – № 3. – С. 6–15. – DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-6-15.
16. Розенберг Е. Н., Дзюба Ю. В., Батраев В. В. О направлениях развития цифровой железной дороги // Автоматика, связь, информатика. – 2018. – № 1. – С. 9–13.
17. Розенберг Е. Н., Коровин А. С. Глобальные тренды развития интеллектуальных транспортных систем // Автоматика, связь, информатика. – 2018. – № 12. – С. 14–19.
18. Wang, Y., De Schutter, B., Boom van den, T., Ning, B. Optimal trajectory planning for trains under a moving block signaling system. Proceedings of the 2013 European Control Conference, Zurich, Switzerland, 2013, рp. 4556–4561.
19. Розенберг Е. Н., Батраев В. В. Инновационное развитие систем интервального регулирования // Автоматика, связь, информатика. – 2018. – № 7. – С. 5–9.
20. Розенберг Е. Н., Коровин А. С. Управление функциональной безопасностью железнодорожного транспорта // Бюллетень Объединённого учёного совета ОАО РЖД. – 2018. – Т. 3. – С. 23–35.
21. Asaul, A., Malygin, I., Komashinskiy, V. The project of intellectual multimodal transport system. Transportation Research Procedia, Vol. 20, 2017, pp. 25–30. DOI: 10.1016/j.trpro.2017.01.006.
22. Consortium for ITS Training and Education (CITE). [Электронный ресурс]: http://www.citeconsortium.org/partners/resources/. Доступ 21.10.2019.
23. Intelligent Transportation Systems (ITS) Professional Capacity Building (PCB) Strategic Plan, 2017–2021. [Электронный ресурс]: https://www.pcb.its.dot.gov/strategic_plan/toc.aspx. Доступ 21.10.2019.
Рецензия
Для цитирования:
Железнов М.М., Карасев О.И., Тростьянский С.С., Шитов Е.А. КРИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ: МИРОВОЙ ОПЫТ. Мир транспорта. 2019;17(5):16-37. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-16-37
For citation:
Zheleznov M.M., Karasеv O.I., Trostyansky S.S., Shitov E.A. CRITICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF SCIENCE AND TECHNOLOGY PRIORITIES OF THE RAILWAY INDUSTRY: GLOBAL EXPERIENCES. World of Transport and Transportation. 2019;17(5):16-37. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-16-37