Моделирование деятельности лётных экипажей вертолётов в аварийных ситуациях
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-260-271
Аннотация
Защитные свойства авиационной системы «экипаж–ВС» должны обеспечивать противодействие возникновению особых ситуаций. Авиационная практика показывает, что не всегда защитные свойства системы в состоянии предотвратить развитие опасности, и катастрофа становится наиболее вероятным исходом полёта. При возникновении подобных ситуаций экипаж в интересах снижения тяжести авиационных происшествий (АП) и предотвращения собственной гибели должен применить средства спасения. Встатье представлены результаты сетевого моделирования алгоритма деятельности лётчика иопределения вероятности своевременного вынужденного покидания вертолёта со спасательным парашютом.
Целью исследования является оценка эффективности защитных свойств системы Э–ВС на вертолётах в интересах снижения тяжести авиационных происшествий. Для проверки гипотезы о возможности применения экипажами вертолётов средств спасения использовались вероятностно-статистические и экспериментально-расчётные методы исследования.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. СафоновРоссия
Сафонов Анатолий Анатольевич – кандидат технических наук, начальник научно-исследовательской лаборатории психологического и педагогического обеспечения обучения лётного состава
Сызрань
В. А. Джаксбаев
Россия
Джаксбаев Вячеслав Абдулаевич – кандидат технических наук, начальник кафедры аэродинамики и динамики полёта
Сызрань
Список литературы
1. Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Управление безопасностью полётов. ИКАО, 2013. – 44 с.
2. Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП). Doc. 9859. ИКАО, 3-е изд., 2013. – 300 с.
3. АгроникА. Г., ЭренбургЛ. И. Развитие авиационных средств спасения. – М.: Машиностроение, 1990. – 256 с.
4. Helicopter Losses During the Vietnam War. Updated 31 December 2018. [Электронный ресурс]: https://www.vhpa.org/heliloss.pdf. Доступ 01.03.2019.
5. Shanahan D. F. Basic Principles of Helicopter Crashworthiness. USAARL Report No. 93–15. United States Army Aeromedical Research Laboratory Fort Rucker, Alabama, February 1993.
6. Coltman J. W. Rotorcraft crashworthy airframe and fuel system technology development program: Final Report. DOT/FAA/CT-91/7. Simula Inc. Phoenix, October 1994.
7. Joint Service Specification Guide (JSSG-2010-7).
8. Fox R. G. Helicopter Crashworthiness. Part One, Flight safety foundation. Helicopter safety, November/ December 1989.
9. Aircraft design crash guide. Volume II Impact conditions and human tolerance. SIMULA INC. Final Report, December 1989.
10. Система парашютная спасательная ПС-37А. Руководство по технической эксплуатации 19490-84 РЭ. ФГУП НИИ парашютостроения, 1992.
11. Руководство по лётной эксплуатации вертолёта Ми-28Н. Книга 1. Лётная эксплуатация. – 2003. – 232 с.
12. КотлярЮ. Л. Методы оценки эффективности средств спасения и обеспечения безопасности экипажа при аварийном покидании вертолётов // Проблемы безопасности полётов. – 2008. – № 8. – С. 50–55.
13. СмирновБ. А. Инженерная психология. Практические занятия: Учеб. пособие для университетов. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979. – 192 с.
14. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. – М.: Машиностроение, 1982. – 368 с.
15. Шибанов Г. П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек–техника. – М.: Машиностроение, 1983. – 263 с.
16. Коваленко Г. В., Микинелов А. Л., Чепига В. Е. Лётная эксплуатация: Учеб. пособие для вузов гражданской авиации. – М.: Машиностроение, 2007. – 416 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сафонов А.А., Джаксбаев В.А. Моделирование деятельности лётных экипажей вертолётов в аварийных ситуациях. Мир транспорта. 2019;17(4):260-271. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-260-271
For citation:
Safonov A.A., Dzhaksbaev V.A. Simulation of Activities of Helicopter Flight Crews in Emergency Situations. World of Transport and Transportation. 2019;17(4):260-271. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-4-260-271