Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Стратегирование деятельности авиакомпании

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-4-11

Аннотация

Необходимость адаптации и развития авиакомпаний в условиях сложной и динамичной среды предопределяет комплексное стратегирование деятельности с выявлением сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа деятельности авиакомпании с выделением основных направлений развития, необходимых для разработки стратегии. Исследования были основаны на научных принципах системного подхода, для комплексного изучения различных аспектов деятельности были использованы разнообразные эмпирические методы, включая инструменты статистического анализа.

Схема стратегирования деятельности авиакомпаний включает анализ функционирования и декомпозицию проблем с последующим агрегированием и ранжированием стратегий развития. Подход к стратегированию деятельности авиакомпаний на основе обобщенного анализа внутренних и внешних факторов (IFAS/EFAS), OTSW-анализа показывает множество новых угроз. При этом основная стратегия развития авиакомпании (Maxi/Maxi) должна учитывать эффективное использование имеющихся возможностей и накопленного потенциала. Анализ OTSW, являясь методом стратегического планирования, основанным на модификации SWOT-анализа, включает в себя изучение факторов внутренней и внешней среды. Для проведения данного анализа создается OTSW-матрица, которая позволяет сравнить внешние возможности и угрозы с внутренними сильными и слабыми сторонами, отобранными на основе оценок экспертов. По результатам такого анализа можно делать выводы о наличии у той или иной авиакомпании достаточного количество возможностей и потенциальных угроз, складывающихся под влиянием экономических, политических, социальных и технологических факторов. Основная стратегия развития авиакомпании должна быть направлена на использование имеющихся возможностей и потенциала (Maxi/Maxi), включая выявление, внедрение и реализацию наиболее перспективных стратегических направлений.

Об авторе

О. П. Сушко
Московский государственный технический университет гражданской авиации; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Сушко Ольга Петровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на воздушном транспорте МГТУГА; доцент кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Москва

Web of Science Researcher ID F-4750-2019; Scopus Author ID 56747827800; РИНЦ Author ID 833150



Список литературы

1. Донцова О. И., Волохов А. В., Морковкин Д. Е. Перспективы развития мировой авиации (на примере «Аэрофлота» и «Lufthansa») // Экономические отношения. – 2020. – Т. 10. – № 2. – С. 363–380. DOI: 10.18334/eo.10.2.110109.

2. Кахриманова Д. Г., Соколов М. А. Основные тенденции развития авиатранспортной отрасли в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 8 (145). – С. 227–230. DOI 10.34925/EIP.2022.145.8.043.

3. Брутян М. М. Перспективы развития рынка гражданской авиации Индии // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2018. – № 1. – С. 62–68. EDN: YWWPRZ.

4. Бережной А. В. Оценка конкурентоспособности морского порта региона: методология и практика реализации // Экономика. Управление. Право. – 2014. – № 3 (51). – С. 37–42. EDN: TKBQBR.

5. Голубинский В. В. Особенности формирования стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации // Экономика и социум. – 2020. – № 1 (68). – С. 1078–1080. EDN: TFZQOR [Ограниченный доступ].

6. Козин Е. Г., Спиркин А. В., Субботин Ю. А. Практическое применение методологии стратегирования в разработке стратегии Петербургского метрополитена // Стратегирование: теория и практика. – 2022. – Т. 2. – № 2 (4). – С. 163–173. DOI 10.21603/2782–2435–2022–2–2–163–173.

7. Матвеева Л. Г. Макроэкономические и региональные детерминанты стратегирования развития водного хозяйства // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 4 (57). – С. 184–187. EDN: BJWCDZ.

8. Королев А. В. Подходы к разработке стратегии эффективного функционирования и развития пассажирского транспорта в условиях интеграционных преобразований // Экономика, моделирование, прогнозирование. – 2015. – № 9. – С. 65–71. EDN: NSGPOB.

9. Нестеров Ю. В., Фрайман А. Б. Парадигма стратегии управления воздушным транспортом // Транспорт Российской Федерации. – 2014. – № 2 (51). – С. 24–29. EDN: SDEJAP.

10. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. – 2015. – № 7 (79). – С. 6–11. EDN: UBHJLL.

11. Kvint, V. L. Konzepte der Strategie: Impulse für Führungskräfte. Munchen. UVK Verlag, 2021, 128 p. ISBN 978-3-7398-3105-3.

12. Kvint, V. L. Strategy for the Global Market: Theory and Practical applications. New York. Routledge Taylor and Francis Group, 2016, 548 p. ISBN: 9781138892125.

13. Kvint, V. L., Bodrunov S. D. Strategizing Societal Transformation. Knowledge, Technologies, and Noonomy. USA (Palm Bay), Canada (Burlington), United Kingdom (Abingdon). Apple Academic Press, 2023, 228 p. ISBN 978-1-77491-422-9.

14. Захарова И. В. Анализ факторов развития регионального авиационного кластера // Вестник Московского авиационного института. – 2017. – Т. 24. – № 1. – С. 192–200. EDN: YGSCBX.

15. Раменская С. Е., Фисун Ю. В. Выбор стратегии развития авиационной компании // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2018. – № 1 (126). – С. 122–130. EDN: YPJEEI.


Рецензия

Для цитирования:


Сушко О.П. Стратегирование деятельности авиакомпании. Мир транспорта. 2024;22(4):84-93. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-4-11

For citation:


Sushko O.P. Building an Airline Strategy. World of Transport and Transportation. 2024;22(4):84-93. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-4-11

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)