Инновационная основа укрепления рыночных позиций железных дорог (на примере российского рынка грузовых перевозок конца XIX – начала XX вв.)
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-4-14
Аннотация
Формирование в России к концу XIX века масштабной железнодорожной сети способствовало значительному ускорению социально-экономического развития страны, в том числе благодаря увеличению объемов, повышению качества и эффективности грузовых перевозок.
Целью описанного в статье исследования является анализ расширения масштабов деятельности и укрепления позиций железных дорог России на рынке грузовых перевозок в конце XIX – начале XX века и выявление значимости для этого происходившего в отрасли внедрения инноваций с использованием методов исторического и статистического анализа, оценки инновационности технических средств и бенчмаркинга.
В ходе исследования выявлено, что возрастание экономической роли железных дорог, в том числе – их доли на рынке грузовых перевозок в рассматриваемый период определялось синергией роста протяженности железнодорожной сети и все более интенсивного ее использования благодаря инновационно-ориентированному развитию железнодорожной отрасли. Инновации охватывали все аспекты развития железных дорог страны: строительство и содержание железнодорожной инфраструктуры, конструкцию подвижного состава и организацию его использования. В частности, высокий динамизм инновационного улучшения конструкционных характеристик товарных паровозов и вагонов подтверждается ростом соответствующих коэффициентов инновационности.
Инновационно-ориентированное развитие российских железных дорог в рассматриваемый период позволило им занять ведущие позиции на национальном рынке грузовых перевозок и, как свидетельствуют выполненные межстрановые сравнения, добиться мирового лидерства по ряду ключевых производственно-экономических показателей. Этот исторический опыт весьма интересен в современных условиях, когда железные дороги на инновационной основе решают долгосрочные задачи эффективного позиционирования на рынке транспортно-логистических услуг.
Об авторах
Д. А. МачеретРоссия
Мачерет Дмитрий Александрович – доктор экономических наук, профессор, АО «ВНИИЖТ»; первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД»; профессор РУТ (МИИТ).
Москва
РИНЦ Author ID 380766
А. В. Кудрявцева
Россия
Кудрявцева Анастасия Валерьевна – кандидат экономических наук, доцент, АО «ВНИИЖТ»; научный сотрудник Объединенного ученого совета ОАО «РЖД»; доцент РУТ (МИИТ).
Москва
РИНЦ Author ID 763551
Список литературы
1. Столетие железных дорог. – М.: Транспечать, 1925. – 261 с.
2. Smil, V. Energy and Civilization: A History. Cambridge, MA, The MIT Press, 2017, 564 p. ISBN 9780262338301.
3. Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. – М.: Транспорт, 1993. – 200 с.
4. Головачев А. А. История железнодорожного дела в России. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – 534 с. ISBN 978-5-7749-1167-7.
5. Голубев А. А. Концессионный расцвет российской чугунки // Отечественные записки. – 2013. – № 3 (54). – С. 271–282. EDN: RWIPHP.
6. Мачерет Д. А., Епишкин И. А. Взаимное влияние институциональных и транспортных факторов экономического развития: ретроспективный анализ // Journal of Institutional Studies. – 2017. – Т. 9. – № 4. – С. 80–100. DOI: 10.17835/2076-6297.2017.9.4.080-100.
7. Сотников Е. А., Левин Д. Ю., Алексеев Г. А. История развития системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте (отечественный и зарубежный опыт): Монография. – М.: Техинформ, 2007. – 237 с. EDN: TUAPLT.
8. Загорский К. Я. Экономика транспорта. – М. – Л.: Госиздат, 1930. – 368 с.
9. Мачерет Д. А. Создание сети железных дорог и ускорение развития страны // Мир транспорта. – 2012. – Т. 10. – № 4 (42). – С. 184–192. EDN: PFFKVX.
10. Хусаинов Ф. И. Краткая история железнодорожных грузовых тарифов в России // Экономическая политика. – 2015. – Т. 10. – № 5. – С. 91–141. DOI: 10.18288/1994-5124-2015-5-05.
11. Мачерет Д. А., Валеев Н. А., Кудрявцева А. В. Формирование железнодорожной сети: диффузия эпохальной инновации и экономический рост // Экономическая политика. – 2018. – Т. 13. – № 1. – С. 252–279. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-1-10.
12. Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. – М.: Наука, 1975. – 318 с.
13. Лященко П. И. История народного хозяйства СССР. – Том II. Капитализм. – М.: Госполитиздат, 1952. – 736 с.
14. Давыдов М. А. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте–Столыпина. – СПб.: Алетейя, 2016. – 1081 с. ISBN 978-5-90670-504-4.
15. Мачерет Д. А. Развитие железнодорожной сети и «большой экономический рывок» в России // Мир транспорта. – 2022. – Т. 20. – № 5 (102). – С. 104–112. DOI: 10.30932/1992-3252-2022-20-5-12.
16. Гольц Г. А. Гужевой транспорт и гужевые пути сообщения в России. (Исторический очерк) // Россия и современный мир. – 2007. – № 1 (54). – С. 119–139. EDN: HYTJWX.
17. Чупров А. И. Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношения к интересам страны. – М.: Типография А. И. Мамонтова и Кo, 1875. – 362 с.
18. Беспалов Н. Г., Елисеева И. И. Железные дороги России в XX веке в зеркале статистики. – СПб.: Нестор-История, 2008. – 226 с. ISBN 978-5-981-872-396.
19. Schenk, F. B. Russlands Fahrt in die Moderne. Mobilität und sozialer Raum im Eisenbahnzeitalter. Stuttgart, Franz Steiner, 2014, 456 p. [Электронный ресурс]: https://www.academia.edu/9342941/Russlands_Fahrt_in_die_Moderne_Mobilität_und_sozialer_Raum_im_Eisenbahnzeitalter_Stuttgart_2014. Доступ 05.09.2023.
20. Вольфсон Л. Я., Ледовской В. И., Шильников Н. С. Экономика транспорта. – М.: Трансжелдориздат, 1941. – 688 с.
21. Кочетов И. В. Железнодорожная статистика. – М.: Трансжелдориздат, 1953. – 304 с.
22. Мандриков М. Е. Эффективность и пути ускорения доставки грузов. – М.: Транспорт, 1974. – 88 с.
23. Чернигина И. А. Экономическая оценка времени доставки грузов на железнодорожном транспорте в современных условиях / Дисc. … канд. экон. наук. – М.: МИИТ, 1991. – 189 с.
24. Смирнов С. В. Динамика промышленного производства в СССР и России. Часть I. Опыт реконструкции, 1861–2012 годы // Вопросы экономики. – 2013. – № 6. – С. 59–83. DOI: 10.32609/0042-8736-2013-6-59-83.
25. Fogel, R. W. Notes on the Social Saving Controversy. Journal of Economic History, 1979, Vol. 39, Iss. 1, pp. 1–55. [Электронный ресурс]: https://www.jstor.org/stable/2118909. Доступ 20.11.2023.
26. Fogel, R. W. Railroads and American economic growth: essays in econometric history. John Hopkins University Press, 1964, 296 p. [Электронный ресурс]: https://archive.org/details/railroadsamerica00foge/page/n7/mode/2up. Доступ 20.11.2023.
27. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономический аспект эволюции железнодорожного транспорта // Вопросы экономики. – 2011. – № 3. – С. 124–137. DOI: 10.32609/0042-8736-2011-3-124-137.
28. Григорьев Л. М., Морозкина А. К. Успешная неустойчивая индустриализация мира: 1880–1913. – М.; СПб.: Нестор-История, 2021. – 176 с. ISBN 978-5-4469-1912-3.
29. Хачатуров Т. С. Экономика транспорта. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. – 588 с.
30. Пивовар Е. И., Архипова Т. Г., Бокарев Ю.П., Галиева Д. С. [и др.]. История железнодорожного транспорта России, XIX–XXI вв. / Под ред. Е. И. Пивовара. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2012. – 736 с. ISBN 978–5–91045–509–6.
31. Левин Д. Ю. Строительство Великого Сибирского пути // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18. – № 3 (88). – С. 190–213. DOI: 10.30932/1992-3252-2020-18-190-213.
32. Чупров А. И. Из прошлого русских железных дорог: статьи 1874–1895 гг. – М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1909. – 314 с.
33. Волмар К. Транссибирская магистраль: История создания железнодорожной сети России / Пер. с англ. – М.: Кучково поле, 2016. – 272 с. ISBN 978-5-9950-0669-5.
34. Левин Д. Ю. Золотая пряжка стального пояса России. К 120-летию Кругобайкальской железной дороги // Мир транспорта. – 2021. – Т. 19. – № 1 (92). – С. 260–271. DOI: 10.30932/1992-3252-2021-19-260-271.
35. Измайкова А. В. Экономическая оценка инновационно-ориентированного развития железнодорожного транспорта / Дисс. … канд. экон. наук. – М.: МГУПС, 2016. – 182 с.
36. Tsypin, P., Macheret, D., Kapustina, N. V. The Problem of Specific Railway Transport Resources Sharing. In: F. Gaol, N. Filimonova, & C. Acharya (Ed.), Impact of Disruptive Technologies on the Sharing Economy. IGI Global, 2021, pp. 13–27. DOI: 10.4018/978-1-7998-0361-4.ch002.
37. Kelly, K. The Inevitable. Understanding the 12 Technological Forces that will Shape Our Future. N.Y.: Penguin Books, 2017, 336 p. DOI: 10.1080/24751448.2017.1292803.
38. Shor, J. B., Walker, E. T., Lee, C. W. [et al]. On the Sharing Economy: sharing, caring and profit. Contexts, Wi nte r 2015, Vol . 14, Iss. 1, pp. 12–19. DOI:10.1177/1536504214567860.
39. Грудников А. А., Макарова Е. А. К вопросу о применении бенчмаркинга на железнодорожном транспорте // Сибирская финансовая школа. – 2015. – № 2 (109). – С. 78–80. EDN: TTMKQD.
40. Валеев Н. А. Позиционирование железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг // Экономика железных дорог. – 2023. – № 5. – С. 25–34. EDN: DAUYLM.
41. Phelps, E. Mass Flourishing: How Grassroots Innovation Created Jobs, Challenge, and Change. – Princeton University Press, Princeton, NJ, 2013, xii + 378 pp. DOI: 10.1007/s11127-014-0166-2.
42. Левин Д. Ю. История железнодорожного транспорта. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 414 с. ISBN 978-5-222-28294-6.
43. Разуваев А. Д. Экономическая оценка создания, эволюции и стратегического развития транспортной инфраструктуры (на примере железнодорожного транспорта): Монография. – М.: Прометей, 2021. – 286 с. ISBN 978-5-00172-251-9.
44. Разуваев А. Д. История развития сухопутной транспортной инфраструктуры: техническая база и экономические аспекты. Часть 2 // Мир транспорта. – 2022. – Т. 20. – № 1 (98). – С. 106–112. DOI: 10.30932/1992-3252-2022-20-1-12.
45. Мутанов Г. М., Есенгалиева Ж. С. Метод оценки инновационности и конкурентоспособности инновационных проектов // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3–3. – С. 712–717. EDN: PAZBLH.
46. Сергеев К. А., Козлов М. П., Котуранов В. А. Показатели инновационности технических решений по конструкциям грузовых вагонов, имеющие численные оценки // Наука и техника транспорта. – 2012. – № 4. – С. 95–97. EDN: PIVONN.
47. Титова Т. С., Бороненко Ю. П., Покровская О. Д. Оценка инновационности новых грузовых вагонов // Транспорт Российской Федерации. – 2022. – № 3 (100). – С. 23–28. EDN: IXUVOI.
48. Лукашев В. И. Научно-технический прогресс и экономическая эффективность транспортного производства (макроэкономическая оценка). – М.: Интекст, 2003. – 351 с. ISBN 5-89277-048-6.
49. Шадур Л. А. Развитие отечественного вагонного парка. – М.: Транспорт, 1988. – 279 с. ISBN 5-277-00104-2.
50. Хусаинов Ф. И. Научно-практический семинар «Экономика железнодорожного транспорта» // Экономика железных дорог. – 2019. – № 3. – С. 73–76. EDN: YZRZNJ.
51. Тери Э. Экономическое преобразование России / Пер. с фр. – М.: РОССПЭН, 2008. – 183 с. ISBN 978-5-8243-0985-0.
52. Давыдов М. А. Модернизация Витте – Столыпина и ее специфика // Вопросы теоретической экономики. – 2017. – № 1 (1). – С. 109–131. EDN: YWIMYV.
53. Мачерет Д. А. Экономика первых пятилеток в «зеркале» железнодорожного транспорта // Экономическая политика. – 2015. – Т. 10. – № 4. – С. 87–112. DOI: 10.18288/1994-5124-2015-4-05.
54. Лапидус Б. М. Задачи опережающего развития Российских железных дорог // Железнодорожный транспорт. – 2023. – № 2. – С. 4–14. EDN: HYHHML.
Рецензия
Для цитирования:
Мачерет Д.А., Кудрявцева А.В. Инновационная основа укрепления рыночных позиций железных дорог (на примере российского рынка грузовых перевозок конца XIX – начала XX вв.). Мир транспорта. 2024;22(4):112-122. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-4-14
For citation:
Macheret D.A., Kudryavtseva A.V. Innovations as Basis for Strengthening the Market Position of Railways (example of the Russian cargo transportation market in the late 19th – early 20th centuries). World of Transport and Transportation. 2024;22(4):112-122. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-4-14






















