Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Исследование влияния присутствия пассажира в автомобиле на скорость движения

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-2-13

Аннотация

Большое количество жертв ДТП во всем мире создает серьезную проблему для экономики, демографии, здравоохранения. Значение общемирового показателя социального риска, рассчитанного по соответствующей методике, находится в пределах 18, в России – 9,7. Статистические данные показывают, что деятельность государства в Российской Федерации по повышению безопасности дорожного движения эффективна. В последние десять лет основные показатели аварийности в Российской Федерации, несмотря на увеличивающийся уровень автомобилизации, улучшаются. Федеральными нормативными документами предусмотрено дальнейшее снижение значения целевого показателя социального риска к 2030 году до уровня 4.

Превышение скорости и несоответствие скорости конкретным условиям движения – самая распространенная причина ДТП (19 % от общего количества). Идеи многих урбанистов, зачастую не опирающиеся на специализированные исследования в сфере безопасности дорожного движения, по принудительному отказу от автомобилей и снижению скорости в городах не могут быть осуществлены в полном объеме, хотя точечно имеют положительные результаты.

В то же время на вероятность возникновения ДТП оказывают значительное влияние индивидуальные особенности водителей, такие как возраст, пол, общая склонность к риску. Один из факторов совершения ДТП, особенно молодыми водителями, – это присутствие пассажиров-сверстников. Они могут быть причиной опасного вождения, невнимательности, желания водителя «показать себя». Водители старшего возраста наоборот становятся более внимательными и аккуратными в присутствии пассажиров. Однако в научной литературе существуют и противоположные результаты (пассажиры у молодых водителей могут оказывать положительный эффект, а у старших – отрицательный).

В этой связи в контексте выработки рекомендаций по снижению показателей аварийности является актуальным вопрос о целесообразности некоторых ограничений для молодых водителей. Цель работы – установить влияние пассажира-сверстника на скорость движения для молодого водителя и сравнить с влиянием пассажира на водителя старшего возраста. Метод исследования –эксперимент, в рамках которого молодые водители в возрасте от 18 до 25 лет и более опытные водители старше 35 лет проезжали по установленному маршруту с пассажиром и без, при этом фиксировалась скорость движения. У большинства молодых водителей зафиксировано увеличение скорости при движении с пассажиром-сверстником. Принимая во внимание, что большинство молодых людей переоценивают свои возможности при управлении автомобилем, нарушение скоростного режима под воздействием пассажира может повлиять на возникновение ДТП. По результатам работы предлагается: внедрить систему поэтапного доступа к управлению автомобилем, ввести запрет на перевозку пассажиров до достижения определенного возраста или получения соответствующего опыта и усовершенствовать программы профессионального обучения водителей.

Об авторах

А. В. Попов
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Россия

Попов Александр Владимирович – старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта.

Волжский



Г. А. Чернова
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Россия

Чернова Галина Анатольевна – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта.

Волжский



М. В. Великанова
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Россия

Великанова Марина Владимировна – доцент кафедры автомобильного транспорта.

Волжский



Список литературы

1. Блинкин М. Я., Решетова Е. М. Институциональные новации и математические модели Рубена Смида в свете современных российских транспортных реалий // Городские исследования и практики. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 43–63. DOI: 10.17323/usp41201943-63.

2. Koren, C., Borsos,A. Is Smeed’s law still valid?Aworld-wide analysis of the trends in fatality rates. Journal of society for transportation and traffic studies, 2010, Vol. 1, Iss. 1, pp. 64–76. [Электронный ресурс]: https://real.mtak.hu/30558/7/is_smeeds_law_still_valid.pdf. Доступ 22.12.2023.

3. Nyberg, A., Gregersen, N. P. Practicing for and performance on drivers license tests in relation to gender differences in crash involvement among novice drivers. Journal of Safety Research, 2007, Vol. 38, Iss. 1, pp. 71–80. DOI: 10.1016/j.jsr.2007.01.001.

4. Попов А. В. Исследование склонности к риску среди водителей легковых автомобилей в возрасте 18–25 лет // Мир транспорта. – 2021. – Т. 19. – № 3 (94). – C. 96–102. DOI: 10.30932/1992-3252-2021-19-3-10.

5. Попов А. В. Исследование склонности к риску среди водителей некоммерческого транспорта в Российской Федерации // Грузовик. – 2021. – № 11. – C. 30–34. DOI: 10.36652/1684-1298-2021-11-30-34.

6. Engström, I., Gregersen, N. P., Granström, K., Nyberg, A. Young drivers – Reduced crash risk with passengers in the vehicle. Accident Analysis & Prevention, 2008, Vol. 40, Iss. 1, pp. 341–348. DOI: 10.1016/j.aap.2007.07.001.

7. Curry,A. E., Mirman, J. H., Kallan, M. J., Winston, F. K., Durbin, D. R. Peer passengers: how do they affect teen crashes? Journal of Adolescent Health, 2012, Vol. 50, Iss. 6, pp. 558–594. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2011.10.016.

8. Shepherd, J. L., Lane, D. J., Tapscott, R. L., Gentile, D. A. Susceptible to Social Influence: Risky «Driving» in Response to Peer Pressure. Journal of Applied Social Psychology, 2011, Vol. 41, Iss. 4, pp. 773–797. [Электронный ресурс]: https://drdouglas.org/wp-content/uploads/2019/03/shepherd2011.pdf. Доступ 22.12.2023.

9. Bedard, M., Meyers, J. R. The influence of passengers on older drivers involved in fatal crashes. Experimental Aging Research, 2004, Vol. 30, pp. 205–215. DOI: 10.1080/03610730490275111.

10. Drews, F. A., Pasupathi, M., Strayer, D. L. Passenger and Cell Phone Conversations in Simulated Driving. Journal of Experimental Psychology, 2008, Vol. 14, Iss. 4, pp. 392–400. DOI: 10.1037/a0013119.

11. Ouimet, M. C., Pradhan, A. K., Simons-Morton, B. G., Divekar, G., Mehranian, H., Fisher, D. L. The effect of male teenage passengers on male teenage drivers: Findings from a driving simulator study. Accident Analysis & Prevention, 2013, Vol. 58, pp. 132–139. DOI: 10.1016/j.aap.2013.04.024.

12. Arnett, J. J. Developmental sources of crash risk in young drivers. Injury Prevention, 2002, Vol. 8, Suppl. II, pp. 17–23. DOI: 10.1136/ip.8.suppl_2.ii17.

13. Казьмина Е. В., Железнов Е. И. Влияние стажа и возраста водителя на безопасное управление автомобилем // Изв. ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. – 2012. – № 2. – C. 64–66. (Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 5). [Электронный ресурс]: https://www.vstu.ru/uploadiblok/files/izvestiya/archive/3/2012–02.pdf [полный текст сборника]. Доступ 17.02.2024.

14. Попов А. В., Гончаревич Д. В., Соколов Р. О. Проблемы молодежной аварийности // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 5. – C. 14–17. EDN: WAOVDT.

15. Ouimet, M. C., Pradhan, A. K., Brooks-Russell, A., Ehsani, J. P., Berbiche, D., Simons-Morton, B. G. Young Drivers and Their Passengers: A Systematic Review of Epidemiological Studies on Crash Risk. Journal of Adolescent Health, 2015, Vol. 57, Iss. 1, Suppl., pp. S24– S35. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2015.03.010.

16. Санкин Ю. Н., Ромашков С. В. Влияние квалификации водителя на критическую скорость движения автомобиля при различной загрузке пассажирами // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2010. – № 4(52). – С. 33–39. EDN: QJBKOT.

17. Санкин Ю. Н., Ромашков С. В. Динамическая модель упругой системы автомобиля с учетом характеристик пассажиров // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2010. – № 2. – С. 29–36. EDN: VRNSWD.

18. Rossi, I.A., Vienneau, D., Ragettli, M. S., Flückiger, B., Röösli, M. Estimating the health benefits associated with a speed limit reduction to thirty kilometres per hour: A health impact assessment of noise and road traffic crashes for the Swiss city of Lausanne. Environment International, 2020, Vol. 145, 106126. DOI: 10.1016/j.envint.2020.106126.

19. Milton, K., Kelly, M. P., Baker, G. [et al]. Use of natural experimental studies to evaluate 20mph speed limits in two major UK cities, Journal of Transport & Health, 2021, Vol. 22, 101141. DOI: 10.1016/j.jth.2021.101141.

20. Cleland, C. L., Baker, G., Turner, K. [et al]. A qualitative exploration of the mechanisms, pathways and public health outcomes of a city centre 20mph speed limit intervention: The case of Belfast, United Kingdom. Health & Place, 2021, Vol. 70, 102627. DOI: 10.1016/j.healthplace.2021.102627.

21. Вучик В. Транспорт в городах, удобных для жизни / Пер. с англ. дораб. изд. – М.: Альпина ПРО, 2023. – 676 с. ISBN 978-5-206-00045-0.

22. Попов А. В. Дорожно-транспортные происшествия. Проблемы высокой аварийности в Российской Федерации: Монография. – Волгоград: ВолгГТУ, 2020. – 273 с. ISBN 978–5–9948–3539–5.

23. Williams, A. F., Ferguson, S. A. Rationale for graduated licensing and the risks it should address. Injury Prevention, 2002, Vol. 8, Suppl. 2, pp. ii9–14; discussion ii14–6. DOI: 10.1136/ip.8.suppl_2.ii9.


Рецензия

Для цитирования:


Попов А.В., Чернова Г.А., Великанова М.В. Исследование влияния присутствия пассажира в автомобиле на скорость движения. Мир транспорта. 2024;22(2):118-123. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-2-13

For citation:


Popov A.V., Chernova G.A., Velikanova M.V. A Study of Influence of Presence of a Passenger on Driving Speed. World of Transport and Transportation. 2024;22(2):118-123. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-2-13

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)