Правовой режим транспортных экосистем, основанных на принципах функционирования искусственного интеллекта
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-1-7
Аннотация
Функционирование транспорта и всей необходимой для него инфраструктуры порождает феномен транспортной экосистемы. Природа транспортных и иных возникающих в рамках транспортной экосистемы правоотношений в значительной мере обусловлена процессом технологического развития общества.
Цель исследования: на основе достижений правовой герменевтики, применения системно-правового анализа проанализировать правовой режим транспортных экосистем, основанных на принципах функционирования искусственного интеллекта. На основе применения методов сравнительно-правового и формально-догматического анализа получены научные результаты в сфере транспортно-правовой науки. В частности, осуществлено научное обоснование гипотезы о том, что имплементация высокотехнологичного элемента в виде искусственного интеллекта влечет кардинальные изменения в методологической основе функционирования транспортных экосистем, трансформирует концепт управленческого воздействия на происходящие в них процессы и влечет изменение природы и содержания правового регулирования транспортных и смежных им общественных отношений. Полученные выводы направлены на формирование нового научно обоснованного представления о правовом режиме транспортных экосистем, основанных на принципах функционирования искусственного интеллекта.
Об авторах
Н. Л. БондаренкоБеларусь
Бондаренко Наталья Леонидовна - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой хозяйственного права Юридического факультета.
Минск
Ю. Г. Конаневич
Беларусь
Конаневич Юрий Григорьевич - старший преподаватель кафедры хозяйственного права Юридического факультета.
Минск
А. И. Землин
Россия
Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой РГСУ; эксперт Центра экспертиз на транспорте РУТ; научный руководитель направления «Транспортная безопасность» Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности РАН.
Москва
Список литературы
1. Землин А. И. Проблемные вопросы правового регулирования отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств // Журнал российского права. - 2022. - Т 26. - № 12. - С. 58-69. DOI: 10.12737/jrl.2022.128.
2. Землин А. И., Матвеева М. А., Гоц Е. В., Торшин А. А. Проблемные вопросы правового регулирования использования автомобилей с автоматизированной системой вождения // Мир транспорта. - 2022. - Т 20. - № 4 (101). - С. 117-122. DOI: 10.30932/1992-3252-2022-20-4-11.
3. Синицын С. А. Гражданское право в современных социально-экономических условиях // Журнал российского права. - 2021. - Т 25. - № 1. - С. 8-15. EDN: LTJBRQ.
4. Синицын С. А. Российское и зарубежное гражданское право в условиях роботизации и цифровизации. Опыт междисциплинарного и отраслевого исследования: Монография. - М.: Инфотропик Медиа, 2021. - 212 с. ISBN: 978-5-9998-0371-9.
5. Чучаев А. И., Маликов С. В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортом: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 6 (103). - С. 117-124. DOI: https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.103.6.117-124.
6. Хабриева Т Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. - 2018. - № 9 (261). - С. 5-16. EDN: OZGIAV.
7. Землин А. И., Матвеева М. А. Правовое обеспечение внедрения и использования беспилотных автомобилей: опыт, проблемы и направления их решения // Государство и право. - 2023. - № 12. - С. 121-130. DOI: 10.31857/S102694520029378-6.
8. Землин А. И., Матвеева М. А., Гоц Е. В. Управление рисками безопасного использования высокоавтоматизированных транспортных средств в мегаполисе: системно-правовой анализ // Мир транспорта. - 2023. - Т 21. - № 3 (106). - С. 115-122. DOI: 10.30932/1992-3252-2023-21-3-11.
9. Овчинникова А. В., Зимин С. Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т 11. - № 6. - С. 1497-1514. EDN: UQOBWL.
10. Киселев Д. Н. Кластерно-сетевая модель организации социально-экономического пространства как инновационный драйвер развития российской экономики // Региональное развитие. - 2018. - № 1 (25). [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/klasterno-setevaya-model-organizatsii-sotsialno-ekonomicheskogo-prostranstva-kak-innovatsionnyy-drayver-razvitiya-rossiyskoy. Доступ 21.01.2024.
11. Бондаренко Н. Л., Конаневич Ю. Г Совершенствование понятийно-категориального аппарата хозяйственно-правовой науки // Актуальные проблемы гражданского права. - 2023. - № 1 (21). - С. 9-26.
12. Конаневич Ю. Г Публичная хозяйственная деятельность как вид хозяйственной деятельности // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаваннi - 2023. - № 2 (72). - С. 73-83. EDN: BDFNUB.
13. Бондаренко Н. Л., Конаневич Ю. Г., Лысаковская Ю. О. Квалиметрическое право как подотрасль кондиционного права // Вестник Пермского университета. - 2023. - № 2. - С. 231-256. DOI: 10.17072/1995-4190-2023-60-231-256.
14. Землин А. И. Проблемы обеспечения безопасной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств с использованием потенциала публичного и частного права // Мир транспорта. - 2023. - Т. 21. - № 2 (105). - С. 54-60. DOI: 10.30932/1992-3252-2023-21-2-6.
Рецензия
Для цитирования:
Бондаренко Н.Л., Конаневич Ю.Г., Землин А.И. Правовой режим транспортных экосистем, основанных на принципах функционирования искусственного интеллекта. Мир транспорта. 2024;22(1):50-57. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-1-7
For citation:
Bondarenko N.L., Konanevich Yu.G., Zemlin A.I. Legal Regime of Transport Ecosystems Based on the Principles of Artificial Intelligence. World of Transport and Transportation. 2024;22(1):50-57. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2024-22-1-7