Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Роль транспорта в формировании «эффекта выдвижения» в древних и средневековых обществах

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-4-13

Аннотация

Транспорт сыграл очень значимую роль в становлении и развитии древних и средневековых цивилизаций. При этом транспортный фактор уже с древнейших времен способствовал выдвижению различных социумов (проявлявшемуся в достижении лидерства соответствующими городами, регионами, странами) и формированию при этом «эффекта выдвижения», сущность которого состоит в возможности более эффективного использования имеющихся ресурсов и реализации имеющихся преимуществ для обеспечения успешного развития.
Влияние транспорта на формирование «эффекта выдвижения» социумов базируется на широком спектре социально-экономических эффектов, которые генерируются при перемещении товаров и пассажиров. К ним, в частности, относятся повышение ценности товаров в результате перемещения, стимулирование роста объемов, масштаба и эффективности производства товаров, распространение знаний, идей и стимулирование инноваций.
Благодаря эффектам, формируемым транспортной деятельностью, центры этой деятельности развиваются ускоренно и достигают экономического, а, зачастую, также политического и культурного лидерства. При этом транспортное лидерство связано как с географическим положением, так и с социально-экономическими (прежде всего – институциональными) условиями, обеспечивающими возможность реализации выгод географического положения.
Проведённый анализ, охватывающий примерно пять тысячелетий существования древних и средневековых цивилизаций, на множестве примеров показал, что транспорт действительно играл важную роль в выдвижении тех или иных социумов, локализованных в рамках городов, регионов и стран. Их выдвижение на лидерские позиции достигалось благодаря синергии выгодного географического положения, инновационного развития технических средств транспорта и институтов, благоприятствующих эффективному ведению транспортной деятельности и развитию транспортно-коммерческих экосистем. В свою очередь, прекращение или существенное ослабление благотворного воздействия транспортного фактора приводило к потере социумами лидерских позиций и упадку соответствующих экономических центров.

Для цитирования:


Мачерет Д.А. Роль транспорта в формировании «эффекта выдвижения» в древних и средневековых обществах. Мир транспорта. 2023;21(4):112–121. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-4-13

For citation:


Macheret D.A. The Role of Transport in Formation of the «Advancement Effect» in Ancient and Medieval Societies. World of Transport and Transportation. 2023;21(4):112–121. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-4-13

Просмотров: 195


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)