Типизация проектов развития высокоскоростных железнодорожных магистралей
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-3-8
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Возникающий запрос на улучшение потребительских параметров железнодорожных пассажирских перевозок приводит к необходимости сооружения специализированной железнодорожной инфраструктуры для пропуска пассажирских поездов со скоростями, на отдельных участках превышающими 250 км/ч. Высокая капиталоёмкость проектов развития специализированной инфраструктуры накладывает значительные ограничения на сферу их применения и финансовой обоснованности. Географически детерминированное расположение городских агломераций в европейских и азиатских странах привело к образованию множества подходов к трассировке линий для высокоскоростных пассажирских перевозок.
Разрабатываемые в различных странах проекты развития специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей отличаются по своим техническим, технологическим и эксплуатационным характеристикам. Применение многообразных подходов привело к различной эффективности сформированного пассажирского сообщения, выраженной в спросе пассажиров на перевозку.
В статье по итогам структурного анализа существующих проектов высокоскоростных перевозок выявлены общие закономерности их развития. По количеству возникающих эксплуатационных задач при пропуске поездов этапы развития сообщения были разделены на линейный, древовидный и сетевой. Так при переходе от линейной структуры высокоскоростной железнодорожной магистрали возникает дополнительная задача отклонения поездов от магистрального участка, а при переходе на сетевой уровень могут возникать параллельные линии между городскими агломерациями.
Для обобщения опыта эксплуатации высокоскоростных систем в мире в статье описан разработанный метод, позволяющий сравнивать различные проекты организации высокоскоростного сообщения между собой. Сравнение производится по основным характеристикам сообщения: времени в пути между раздельными пунктами на линии, обеспечиваемой скорости сообщения, общей протяжённости линии. Выявление закономерностей, заложенных в различных проектах развития высокоскоростного сообщения, позволяет сопоставить технологические параметры этих линий, выявить сферу их рационального применения и зоны конкуренции с прочими видами магистрального транспорта.
Об авторах
С. П. ВакуленкоРоссия
Вакуленко Сергей Петрович – кандидат технических наук, профессор, директор Института управления и цифровых технологий
РИНЦ Author ID 284529
Москва
Д. Ю. Роменский
Россия
Роменский Дмитрий Юрьевич – кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры управления транспортным бизнесом и интеллектуальных систем
РИНЦ Author ID 748301, Web of Science Researcher ID AAS-8681-2021
Москва
К. А. Калинин
Россия
Калинин Кирилл Антонович – ассистент кафедры управления транспортным бизнесом и интеллектуальных систем
Москва
Список литературы
1. Hu, B. [et al]. Statistical Analysis and Predictability of Inter-Urban Highway Traffic Flows: A Case Study in Heilongjiang Province, China. Transportmetrica A: Transport Science, 2020, Vol. 16, pp. 1062-1078. https://doi.org/10.1080/23249935.2020.1720039.
2. Yang, Z. Cheng, J. Optimization of trip-end networks and ride price for express coach systems in the high-speed rail era. Promet - Traffic - Traffico, 2017, Vol. 29, No. 6, pp. 581-592. https://doi.org/10.7307/ptt.v29i6.2271.
3. Вакуленко С. П., Роменский Д. Ю., Калинин К. А. Типизация структур высокоскоростных железнодорожных магистралей // Экономика железных дорог. - 2022. - № 11. - С. 40-50. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=49944780. EDN: GJTPMF [платный доступ].
4. Киселёв И. П. Полвека высокой скорости: к 50‑летию открытия первой в мире высокоскоростной железнодорожной магистрали Токио-Осака // Железнодорожный транспорт. - 2015. - № 2. - С.70-77.
5. Киселёв И. П., Китунин А. А. Китайская «Гармония»: опыт локализации высоких технологий железнодорожного транспорта // Транспорт Российской Федерации. - 2013. - № 2 (45). - С. 38-41. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19034215. EDN: QANRFX. Доступ 13.01.2023.
6. Киселёв И. П., Китунин А. А. Высокоскоростной железнодорожный транспорт КНР: от первых скоростных линий к мегапроекту «Евразия» // Транспорт Российской Федерации. - 2018. - № 1 (74). - С. 9-14. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32637975. EDN: YSURGO. Доступ 13.01.2023.
7. Калинин К. А. О комплексном подходе к анализу линий ВСЖМ // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2021. - № 2 (82). - С. 137-147. https://doi.org/10.46973/0201-727X_2021_2_137.
8. Бородин А. Ф. Проблемы разработки Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. 2017. - . № 8. -. С.4-2. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29967620. EDN: ZFUHZR [платный доступ].
9. Середов Е. А. Формирование маршрутной сети пассажирских поездов с учетом предпочтений пассажиров // Экономика железных дорог. - 2021. - № 11. - С. 34-43. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47381345. EDN: GAOOYX. Доступ 13.01.2023.
10. Пазойский Ю. О., Савельев М. Ю., Середов Е. А. Использование методов теории нечётких множеств для освоения пассажиропотока // Фёдор Петрович Кочнев - выдающийся организатор транспортного образования и науки в России: Труды международной научно-практической конференции. Москва, 22-23 апреля 2021 года / Отв. редактор А. Ф. Бородин, сост. Р. А. Ефимов. - М.: Российский университет транспорта, 2021. - С. 328-332. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46552816. EDN: VFOGPF. Доступ 13.01.2023.
11. Сидраков А. А. Организация скоростных пассажирских перевозок в дальнем сообщении: специальность 05.22.08 «Управление процессами перевозок» / Дис… на соискание учёной степени к.т.н. - М., 2012. - 182 с.
12. Калидова А. Д. Обоснование конфигурации однопутно-двухпутных линий при организации скоростного движения поездов / Дис… на соискание учёной степени к.т.н. - Новосибирск, 2019. - 194 с.
13. Калидова А. Д. Определение условий применения однопутно-двухпутных элементов для скоростной линии // Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции, Новосибирск, 19-20 октября 2017 года. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2018. - С. 24-29. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35237003. EDN: XSWRYT [платный доступ].
14. Карасёв С. В., Калидова А. Д. Моделирование пропуска поездопотоков через однопутный лимитирующий элемент трассы при организации скоростного движения с использованием существующей инфраструктуры // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. - 2018. - Т. 77. - № 1. - С. 34-43. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2018-77-1-34-43.
15. Zhang, Q. [et al]. Simultaneous optimization of train timetabling and platforming problems for high-speed multiline railway network. Journal of Advanced Transportation, 2021, Vol. 2021. https://doi.org/10.1155/2021/6679008.
16. Wang, Y., Han, B., Wang, J. A passenger flow routing model for high-speed railway network in different transportation organization modes. Promet - Traffic - Traffico, 2018, Vol. 30, No. 6, pp. 671-682. https://doi.org/10.7307/ptt.v30i6.2733.
17. Калинин К. А., Роменская М. В. Варианты ввода высокоскоростных железнодорожных магистралей в города, их влияние на работу железнодорожных узлов и развитие агломераций // Устойчивое развитие территорий / Сборник докладов II-ой Международной научно-практической конференции, Москва, 20-21 мая 2019 года. - М.: Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 2019. - С. 196-198. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41253060. EDN: AHUNJT. Доступ 13.01.2023.
18. Вакуленко С. П., Роменский Д. Ю., Калинин К. А. Метод прогнозирования пассажиропотоков при организации высокоскоростных перевозок // Транспорт Российской Федерации. - 2021. - № 1-2 (92-93). - С. 34-39. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46108216. EDN: NURFGK.
19. Вакуленко С. П., Калинин К. А. Применение гексагонального анализа для определения параметров корреспонденций пассажирских перевозок // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2022. - № 2. - С. 3-10. https://doi.org/10.36535/0236-1914-2022-02-1.
Рецензия
Для цитирования:
Вакуленко С.П., Роменский Д.Ю., Калинин К.А. Типизация проектов развития высокоскоростных железнодорожных магистралей. Мир транспорта. 2023;21(3):85–94. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-3-8
For citation:
Vakulenko S.P., Romensky D.Yu., Kalinin K.A. Typification of Projects for Development of High-Speed Rail. World of Transport and Transportation. 2023;21(3):85–94. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-3-8