Оптимальный режим взаимодействия наземного городского пассажирского транспорта с железнодорожным транспортом в ТПУ
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-3
Аннотация
Развитие инфраструктуры транспортно-пересадочного узла в настоящее время необходимо для обеспечения растущего спроса на пассажирские услуги и недопущения инфраструктурных ограничений технологической модернизации транспорта в целом. Крупномасштабные инфраструктурные проекты имеют выраженный комплексный характер, вовлекая в свою сферу множество сопряжённых отраслей, что приводит, в конечном счёте, к дополнительному приращению ВВП. Современный транспортно-пересадочный узел – это общественно-деловой центр, который обеспечивает качество услуг, безопасность, технологическую надёжность и формирует экономически активную среду на базе развития пассажирской инфраструктуры. Учитывая последние мировые тренды в области пассажирских перевозок – мультимодальность, скорость, комфорт и безопасность перевозок пассажиров – остро возникла необходимость создания современных транспортно-пересадочных узлов.
Минимизации времени пересадки пассажира между взаимодействующими видами транспорта в ТПУ можно достичь путём согласования контактных графиков работы разных видов транспорта. Для этого, в первую очередь, необходимо решить задачу определения оптимального режима взаимодействия наземного городского пассажирского транспорта с железнодорожным транспортом.
Целью исследования в данной статье выступает определение режима подвода наземного городского пассажирского транспорта, при котором обеспечивается минимальное время нахождения пассажира в ТПУ в соответствии с установленным режимом движения электропоездов для данного транспортно-пересадочного узла ТПУ. Для уменьшения размерности задачи принято, что все электропоезда будут иметь одинаковую композицию.
В контексте исследования были задействованы методы теории расписаний. В качестве результата исследования приведена формализованная задача определения оптимального режима взаимодействия наземного городского пассажирского транспорта в транспортно-пересадочных узлах на примере взаимодействия железнодорожного и городского автомобильного транспорта с учётом всех имеющихся ограничений.
Об авторах
С. П. ВакуленкоРоссия
Вакуленко Сергей Петрович – кандидат технических наук, профессор, директор
Москва
Н. Ю. Евреенова
Россия
Евреенова Надежда Юрьевна – кандидат технических наук, доцент кафедры управления транспортным бизнесом и интеллектуальными системами
Москва
К. А. Калинин
Россия
Калинин Кирилл Антонович – кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры управления транспортным бизнесом и интеллектуальными системами
Москва
Список литературы
1. Козлов П.-А., Вакуленко С.-П., Колокольников В.-С. Проблема организации единой транспортной системы // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2017. – № 3 (67). – С. 96–101. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30102272. Доступ 15.11.2022.
2. Tuominen, A., Rehunen, A., Peltomaa, J., Mäkinen, K. Facilitating practices for sustainable car sharing policies – An integrated approach utilizing user data, urban form variables and mobility patterns. Transportation Research Interdisciplinary Perspectives, 2019, Vol. 2, art. no. 100055. DOI: 10.1016/j.trip.2019.100055.
3. Gonzalez-Urango, H., Pira, M.L., Inturri, G., Ignaccolo, M., García-Melón, M. Designing walkable streets in congested touristic cities: The case of Cartagena de Indias, Colombia. Transportation Research Procedia, 2020, Vol. 45, pp. 309–316. DOI: 10.1016/j.trpro.2020.03.021.
4. Cramer, V., Torgersen, S., Kringlen, E. Quality of life in a city: The effect of population density. Social Indicators Research, 2004, Vol. 69 (1), pp. 103–116. DOI: https://doi.org/10.1023/B:SOCI.0000032663.59079.0b [платный доступ для подписчиков].
5. Pacione, M. Urban environmental quality and human wellbeing – A social geographical perspective. 2003. Landscape and Urban Planning, 2003, Vol. 65 (1–2), pp. 19–30. DOI: 10.1016/S0169-2046(02)00234-7 [ограниченный доступ для подписчиков].
6. Liya Yao, Lishan Sun, Zhiyong Zhang, Shuwei Wang, Jian Rong. Research on the Behavior Characteristics of Pedestrian Crowd Weaving Flow in Transport Terminal. Mathematical Problems in Engineering, 2012, art. no. 264295. DOI: 10.1155/2012/264295.
7. Li, Shaowei, Chen, Yongsheng. Passenger Flow Forecast Algorithm for Urban Rail Transit. TELKOMNIKA Indonesian Journal of Electrical Engineering, February 2014, Vol. 12, No. 2, pp. 1471–1479. DOI: http://dx.doi.org/10.11591/telkomnika.v12i2.3810.
8. Козлов П.-А., Колокольников В.-С., Копылова Е.-В. Об имитационном моделировании и имитационных системах // Транспорт Урала. – 2019. – № 1 (60). – С. 3–6. DOI: 10.20291/1815-9400-2019-1-3-6.
9. Евреенова Н.-Ю., Калинин К.-А. Управление пассажиропотоком крупнейших ТПУ // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2021. – № 3 (83). – С. 105–113. DOI: 10.46973/0201–727X_2021_3_105.
10. Власов Д.-Н. Интеграция железнодорожного транспорта в интермодальную транспортную систему города // Промышленное и гражданское строительство. – 2021. – № 9. – С. 31–38. DOI: 10.33622/0869-7019.2021.09.31-38.
11. Резер С.-М. Взаимодействие транспортных систем. – М.: Наука, 1985. – 248 с. [Электронный ресурс]: https://www.studmed.ru/rezer-s-m-vzaimodeystvie-transportnyhsistem_6f97cd56303.html. Доступ 15.11.2022.
12. Лазарев А.-А., Мусатова Е.-Г., Гафаров Е.-Р., Кварацхелия А.-Г. Теория расписаний. Задачи железнодорожного планирования: Монография. – М.: ИПУ РАН, 2012. – 92 с. ISBN: 978-5-91450-102-7.
13. Пазойский Ю.-О., Шубко В.-Г., Вакуленко С.-П. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте (примеры, задачи, модели, методы и решения). – М.: УМЦ ЖДТ, 2009. – 342 с. ISBN 978-5-89035-566-9.
14. Тимухина Е.-Н., Кащеева Н.-В., Окулов Н.-Е., Лесных В.-В. Проблематика функционирования транспортных узлов в России и за рубежом // Вестник транспорта Поволжья. – 2022. – № 3 (93). − С. 65−72. [Электронный ресурс]: https:// www.samgups.ru/upload/iblock/4bb/r9kdz1wdm83u5nrqdn0v2v2sftxd6bax.pdf. Доступ 15.11.2022.
15. Рахмангулов А.-Н., Мишкуров П.-Н., Александрин Д.-В. Имитационные модели в цифровых двойниках железнодорожных станций // В сб.: Академик Владимир Николаевич Образцов – основоположник транспортной науки. Тр. международной научно-практ. конференции, посвящённой 125‑летию университета. – М., 2021. – С. 574–582. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48361972. Доступ 15.11.2022.
16. Баранов Л.-А., Сидоренко В.-Г., Сафронов А.-И. Особенности автоматизированного планирования движения поездов в интеллектуальных системах управления внеуличного городского транспорта в условиях интенсивного движения // В сб.: Интеллектуальные транспортные системы. Материалы Международной научно-практ. конференции. – М.: РУТ (МИИТ), 2022. − С. 59−70. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48449551. Доступ 15.11.2022.
17. Баранов Л.-А., Сафронов А.-И., Сидоренко В.-Г. Планирование движения поездов в интеллектуальных транспортных системах // Надёжность. – 2022. – Т. 22. – № 3. – С. 35–43. DOI 10.21683/1729-2646-2022-22-3-35-43.
18. Vakulenko, S., Evreenova, N. Transport hubs as the basic of multimodal passenger transportation. Proceedings of 2019 12th International Conference «Management of Large-Scale System Development», MLSD 2019. 8910964. DOI: 10.1109/MLSD.2019.8910964.
19. Danilina, N., Vlasov, D., Teplova, I. Social-oriented approach to street public spaces design. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2021, Vol. 1030 (1), pp. 012059. DOI: 10.1088/1757-899X/1030/1/012059.
Рецензия
Для цитирования:
Вакуленко С.П., Евреенова Н.Ю., Калинин К.А. Оптимальный режим взаимодействия наземного городского пассажирского транспорта с железнодорожным транспортом в ТПУ. Мир транспорта. 2022;20(5):24-28. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-3
For citation:
Vakulenko S.P., Evreenova N.Yu., Kalinin K.A. Optimal Mode of Interaction between Rail and Ground Urban Passenger Transport within the TIH. World of Transport and Transportation. 2022;20(5):24-28. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-3