Проблемные вопросы правового регулирования использования автомобилей с автоматизированной системой вождения
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-11
Аннотация
В условиях коренного изменения принципиальных подходов к построению системы организации дорожного движения, традиционно основанной на установлении обязанности водителя обеспечивать постоянный контроль за дорожной обстановкой и, соответственно, презюмировании его ответственности за вред, причинённый источником повышенной опасности, проблема правового регулирования применения высокоавтоматизированных транспортных средств, оснащённых автоматизированной системой вождения, не предусматривающей участия водителя в динамическом управлении автомобилем, становится не только актуальной в теоретическом, но и особо значимой в практическом аспектах.
Целями ведущегося авторами комплексного исследования стали выявление и визуализация ключевых групп проблем правового обеспечения использования автомобилей с автоматизированной системой вождения, формулирование предложений по их решению в рамках последующего системно-правового исследования. В данной публикации приведены результаты рассмотрения первого блока обозначенных вопросов.
С использованием методик системно-правового подхода, формальнологического и формально-догматического анализа авторами определены наиболее проблемные вопросы легализации терминологии, используемой в позитивном праве и научных источниках. В частности, предложены варианты выявления сущностных признаков высокоавтоматизированных автомобилей в интересах последующего законодательного определения того, какие автомобили должны быть отнесены к высокоавтоматизированным, какой программно-аппаратный комплекс может считаться автоматизированной системой вождения и т.п.
По результатам решения научной задачи, состоящей в определении направлений адаптации законодательства, регулирующего требования к безопасности транспортных средств и процедуру их допуска к эксплуатации к потребностям широкого внедрения высокоавтоматизированных автомобилей, авторами сделан вывод, что данная работа может вестись в двух направлениях одновременно: по разработке верхнеуровневых, сущностных требований к безопасности и по выработке точечных, сугубо технических требований к автоматизированным системам вождения, а также по разработке методологии их испытаний.
В рамках осуществления таксономического анализа, осуществлённого авторами в целях определения круга прав и обязанностей участников исследуемых отношений предлагается особо выделить проблему разграничения ситуаций, в которых водителю необходимо принимать активное участие в управлении автомобилем, от ситуаций, в которых от него не требуется активного вовлечения в этот процесс.
При рассмотрении вопросов ответственности за вред, причинённый автомобилем с автоматизированной системой вождения, делается акцент на необходимость решения проблемы баланса ответственности владельца автомобиля и изготовителя, чему может способствовать применение методов компаративно-правового анализа.
Об авторах
А. И. ЗемлинРоссия
Землин Александр Игоревич – доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой транспортного права Юридического института Российского университета транспорта; научный руководитель направления транспортной безопасности Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук
Москва
М. А. Матвеева
Россия
Матвеева Мария Андреевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры транспортного права Юридического института
Москва
Е. В. Гоц
Россия
Гоц Евгения Валентиновна – старший преподаватель кафедры транспортного права Юридического института
Москва
А. А. Торшин
Россия
Торшин Антон Алексеевич – аспирант кафедры гражданского права, международного частного права и гражданского процесса Юридического института
Москва
Список литературы
1. Бажина М. А. Основные тенденции развития правового регулирования осуществления перевозок в условиях цифровизации // Юрист. – 2021. – № 11. – С. 44–50. DOI:10.18572/1812-3929-2021-11-44-50.
2. Коробеев А. И., Чучаев А. И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной опасности // LEX RUSSICA. – 2019. – № 2 (147). – С. 9–28. DOI:10.17803/1729-5920.2019.147.2.009-028.
3. Лукашевич С. В. Беспилотное транспортное средство: смена парадигмы как следствие цифровизации экономики // Транспортное право. – 2019. – № 3. – С. 3–5. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=39246555. Доступ 19.08.2022.
4. Фёдоров Д. В. Безвиновная ответственность за причинение вреда при эксплуатации высокоавтоматизированного и полностью автоматизированного транспортного средства как источника повышенной опасности // Вестник гражданского права. – 2020. – № 6. – С. 191–211. DOI:10.24031/1992-2043-2020-20-6-191-211.
5. Чурилов А. Ю. Ответственность за вред, причинённый при эксплуатации автономного (беспилотного) автомобиля // Интеллектуальные права: вызовы XXI века // Материалы Международной конференции / Под ред. Э. П. Гаврилова, С. В. Бутенко. – Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2019. – С. 127–132. DOI:10.17223/9785946218559/17.
6. Чучаев А. И., Маликов С. В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортом: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 6 (103). – С. 117–124. DOI:10.17803/1994-1471.2019.103.6.117-124.
7. Землин А. И., Землина О. М., Клёнов М. В. и др. Организационно-правовые основы функционирования транспортной системы в условиях сложной эпидемиологической обстановки: Учебник / Отв. ред. А. И. Землин, И. В. Холиков. – М.: Русайнс, 2020. – 310 с. ISBN 978-5-466-01586-7.
8. Землин А. И., Клёнов М. В., Холиков И. В. Организационно-правовые проблемы предупреждения завоза и распространения массовых инфекционных заболеваний на транспорте (на примере пандемии коронавирусной инфекции COVID-19): Монография. – М.: Русайнс, 2020. – 126 с. ISBN 978-5-4365-6573-6.
9. Chernogor, N., Zemlin, A., Kholikov, I., Mamedova, I. Impact of the spread of epidemics, pandemics and mass diseases on economic security of transport. E3S Web of Conferences, 2020, Vol. 203 (107), pp. 05019. DOI:10.1051/e3sconf/202020305019.
10. Торшин А. А., Землин А. И. Характеристика беспилотных автомобилей в контексте обязательств вследствие причинения вреда // Транспортное право и безопасность. – 2021. – № 1 (37). – С. 113–123. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=45694384. Доступ 19.08.2022.
11. Землин А. И., Холиков И. В. Аксиологические подходы к формированию правовой культуры специалиста-транспортника в современных условиях // Сб. научных трудов ИЗИСП «Правовые ценности в свете новых парадигм развития современной цивилизации». – М.: Инфра-М, 2020. – С. 403–411. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=44306755. Доступ 19.08.2022.
12. Землин А. И., Петров Ю. И. Опыт правового регулирования и организации обучения и преподавания в Императорском московском инженерном училище: 1896–1913 // Вестник архивиста. – 2021. – № 1. – С. 248–258. DOI:10.28995/2073-0101-2021-1-248-258.
13. Петров Ю. И., Землин А. И., Землина О. М. Зарождение системы управления путями сообщения и транспортного законодательства России в IX–XVIII веках // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17. – № 3 (82). – С. 260–277. DOI:10.30932/1992-3252-2019-17-3-260-277.
14. Наумов П. Ю., Дьячков А. А. Субъектность и интеллигентность: от понятия к изоморфизму // Russian Journal of Education and Psychology. – 2021. – Т. 12. – № 6. – С. 188–200. DOI:10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200.
15. Большакова В. М., Холиков И. В., Наумов П. Ю. Медицинское обеспечение судебной системы Российской Федерации // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. – 2022. – Т. 14. – № 1. – С. 103–127. DOI:10.12731/2658-6649-2022-14-1-103-127.
16. Наумов П. Ю., Большакова В. М., Землин А. И., Холиков И. В. Концептуальные аспекты производства медицинских экспертиз при обжаловании в судебном порядке заключений по итогам проведения военно-врачебной экспертизы // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. – 2021. – Т. 13. – № 6. – С. 283–306. DOI:10.12731/2658-6649-2021-13-6-283-306.
17. Васюков О. Г., Большакова В. М., Наумов П. Ю. Теоретические и практические аспекты формирования социальной ответственности государственных гражданских служащих // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. – 2021. – № 2. – С. 4–12. DOI:10.12731/978-0-615-67324-0-4-12.
18. Смирнов Д. В., Наумов П. Ю., Большакова В. М. Теоретические аспекты изучения профессиональной психологической пригодности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2021. – Т. 10. – № 6–1. – С. 77–84. DOI:10.34670/AR.2021.68.71.008.
Рецензия
Для цитирования:
Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В., Торшин А.А. Проблемные вопросы правового регулирования использования автомобилей с автоматизированной системой вождения. Мир транспорта. 2022;20(4):117-122. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-11
For citation:
Zemlin A.I., Matveeva M.A., Gots E.V., Torshin A.A. Problem Issues of Legal Regulation of the Operation of Cars with an Automated Driving System. World of Transport and Transportation. 2022;20(4):117-122. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-11