Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Применение газотурбинной тяги в проектах высокоскоростных железнодорожных магистралей в России

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-6-4

Аннотация

В последнее время в научной и отраслевой среде часто поднимается вопрос о целесообразности строительства в России выделенных высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) для перевозки пассажиров и грузов. Ключевым риском таких масштабных инвестиционных проектов является значительный или весьма длительный срок окупаемости, обусловленный меньшей плотностью населения в зонах пролегания предполагаемых ВСМ по сравнению, например, с КНР. Ко всему прочему, при планировании столь капиталоёмких и ресурсоёмких инвестиций необходимо учитывать планы развития смежных видов транспорта: скоростных автомагистралей, авиационного сообщения, как прямых конкурентов высокоскоростным и скоростным железным дорогам.

Одним из путей повышения конкурентоспособности железнодорожных ВСМ может стать снижение капитальных затрат при их строительстве. Создание ВСМ, где в качестве тягового средства будут эксплуатироваться моторвагонные поезда, работающие на силовых газотурбинных двигателях (ГТД) и электрической передаче переменно-переменного тока, позволит отказаться от инвестиций в дорогостоящее проектирование, строительство и последующее содержание объектов энергохозяйства, специализированной высокоскоростной контактной сети, что обеспечит удешевление проектов ВСМ, сокращение сроков строительства, ускорение окупаемости дорог.

В статье описаны преимущества эксплуатации газотурбинной тяги на высокоскоростных и скоростных железнодорожных магистралях. Показана возможная компоновка таких поездов. Рассмотрены эксплуатационные риски газотурбинного подвижного состава и пути их нейтрализации. Целью исследования является выявление сравнительных преимуществ газотурбинных моторвагонных поездов по сравнению с высокоскоростными электропоездами. В работе использованы методы сравнительного анализа, контент-анализа технической информации, ранжирования. Сделан вывод, что внедрение газотурбинной тяги позволит снизить инвестиционные и эксплуатационные расходы скоростных и высокоскоростных железных дорог при сохранении мощностных и динамических характеристик поездов.

Об авторе

П. С. Троицкий
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ»)
Россия

Троицкий Павел Сергеевич – технический эксперт научного центра «Цифровые модели перевозок и энергосбережение» (НЦ «ЦМПЭ»)

Москва



Список литературы

1. . Зарифьян А А , Талахадзе Т З Анализ эксплуатационных показателей энергетической эффективности грузовых тепловозов // Вестник РГУПС –2018 . – № 3 – С 46–53 [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item asp?id=35617875 Доступ 11 11 2021

2. . Курманова Л С Повышение эффективности работы тепловозов путём применения газомоторного топлива // Известия Транссиба – 2017 – № 3 (31) . – С . 23–31 [Электронный ресурс]: http://izvestiatranssiba ru/images/journal_pdf/2017-3(31) pdf Доступ 11 11 2021

3. . Гапанович В А Внедрение газомоторных локомотивов в ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт – 2017 – № 9 – С 35–38 [Электронный ресурс]: https://www.elibrary ru/item asp?id=29958751 Доступ 11 11 2021

4. . Носырев Д . Я ., Карышев Д . Ю ., Кабанов П . А ., Новикова В Н Особенности применения переохлажденного сжиженного природного газа в энергетических установках локомотивов // Вестник СамГУПС . – 2016 . – № 1 (31) . – С . 33–35 . [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item .asp?id=25778497 . Доступ 11 .11 .2021

5. . Григорович Д Н , Сиротенко И В Обеспечение безопасности при использовании природного газа в качестве моторного топлива на тепловозах // Вестник ВНИИЖТ – 2013 – № 4 – С 66–71 [Электронный ресурс]: https://www elibrary.ru/item asp?id=19624065 Доступ 11 11 2021

6. . Зайцев А А , Троицкий П С Моторвагонные грузовые электропоезда – альтернатива локомотивной тяге Сравнение и анализ // Мир транспорта – 2019 – № 17 (3) – С 72–81 DOI: https://doi.org/10 30932/1992-3252-2019-17-3-72-81

7. . Зайцев А А , Троицкий П С Анализ снижения рисков в грузовом движении при внедрении моторвагонных грузовых электропоездов // X Международный симпозиум Eltrans-2019 – 09–11 октября 2019 – СПб : ПГУПС, 2019 DOI: 10 20295/1815-588X-2020-3-345-352 [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item asp?id=43947020 Доступ 11 11 2021

8. . Коссов В С , Бабков Ю В , Сазонов И В Локомотивы на сжиженном природном газе // Тяжёлое машиностроение – 2016 – № 9 – С 34–39 [Электронный ре сурс]: https://www.elibrary/ru/item.asp?id=27208290 Доступ 11 11 2021

9. . Буйносов П А , Лаптев С И Организация обслуживания и ремонта газотурбовозов ГТ1h на перспективном полигоне северного широтного хода // Вестник транспорта Поволжья – 2019 – № 2 (74) – С . 16–21 [Электронный ресурс]: https://www elibrary.ru/item asp?id=39184786 Доступ 11 11 2021

10. Буйносов П А , Лаптев С И Организация обслуживания и ремонта газотурбовозов ГТ1h // Вестник УрГУПС – 2018 – № 3 (39) – С 43–55 [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36351456 Доступ 11 11 2021

11. Allen, G F The Worlds’ Fastest Trains: From the Age of Steam to the TGV Sparkford, Nr Yeovil, Somerset (United Kingdom) Patrick Stephens Limited, 1992, 200 p

12. Танкеев С В , Грачев Н В , Чернышев М А ., Прохор Д И История отечественных газомоторных локомотивов // Локомотив – 2021 – № 10 – С 41–44 [Электронный ресурс (платный доступ)]: https://www.elibrary.ru/item asp?id=46501839 Доступ 06 12 2021

13. Воронова Я Д , Пузанов Д А История и перспективы развития газотурбинной тяги // Локомотив – 2020 – № 8 – С 43–48 [Электронный ресурс (платный доступ)]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43566883 Доступ 11 11 2021

14. Полин П А Мировые тенденции применения природного газа на локомотивах // Локомотив . – 2018 – № 11 – С 39–41 [Электронный ресурс (платный доступ)]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36357080 Доступ 11 11 2021

15. Фофанов Г А , Григорович Д Н , Нестрахов А С Альтернативные виды топлива на подвижном составе железнодорожного транспорта / Под ред Г . А Фофанова – М : Интекст, 2008 – 144 с.


Рецензия

Для цитирования:


Троицкий П.С. Применение газотурбинной тяги в проектах высокоскоростных железнодорожных магистралей в России. Мир транспорта. 2021;19(6):26-30. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-6-4

For citation:


Troitsky P.S. Applicability of Gas Turbine Traction in High-Speed Rail Projects in Russia. World of Transport and Transportation. 2021;19(6):26-30. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-6-4

Просмотров: 317


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)