Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Лицевые маски как фактор эвентуальности изменений безопасности вождения

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-13

Полный текст:

Аннотация

В условиях карантинного периода COVID-19, во время пандемии и обострений вирусных заболеваний водителям такси и маршрутных автобусов рекомендовано работать в медицинских масках. Однако количественное и качественное влияние защитных лицевых масок на безопасность вождения транспортными средствами ранее не исследовалось. Поэтому это стало целью предварительных исследований по определению специфики влияния лицевой защитной маски на изменение психофизиологических качеств управляющего автомобилем водителя как фактора эвентуальности безопасности в условиях городского дорожного движения.

В работе использовалась методика открытого опроса 108 здоровых водителей в целях количественной субъективной оценки влияния лицевых масок на изменение условий безопасности вождения и комфортно-эмоциональное состояние во время управления автомобилем. Качественный анализ оценки уровня психофизиологических качеств водителей в лицевой маске и без неё проводили с помощью аппаратнопрограммного комплекса «Meleti».

У водителей в лицевой защитной маске установлено резкое снижение нервно-психических функций с одновременным повышением качества мышления и визуального анализа дорожной ситуации по сравнению с управлением автомобилем без маски. При этом уровень психомоторной реакции остается неизменным независимо от пола водителя.

Субъективная оценка участниками опроса влияния лицевой защитной маски на профессионально важные, психофизиологические характеристики водителей выявила существенное (41,7 %) или незначительное (20,4 %) снижение реакции, при этом у 38 % водителей не произошло существенных отклонений из-за влияния маски на управление автомобилем.

На основании этих результатов допускается, что лицевая маска может служить одним из предикторов возникновения предаварийной ситуации на дороге.

Для оценки влияния лицевой маски на водителя предложен коэффициент эвентуальности снижения безопасности дорожного движения. Рекомендуется использовать его как дополнительный фактор в ситуативной пандемической обстановке при разработке рекомендаций по применению лицевых масок для водителей легковых автомобилей и автобусов и при анализе причин дорожно-транспортных происшествий. 

Об авторах

А. Б. Невзорова
Белорусский государственный университет транспорта
Беларусь

доктор технических наук, профессор кафедры водоснабжения, химии и экологии,

Гомель



С. В. Скирковский
Белорусский государственный университет транспорта
Беларусь

кандидат технических наук, доцент кафедры управления автомобильными перевозками и дорожным движением,

Гомель



Список литературы

1. RKI (2020) Robert Koch-Institut: Mund-NasenBedeckung im öffentlichen Raum als weitere Komponente zur Reduktion der Übertragungen von COVID-19. Epidemiologisches Bulletin, 2020. DOI: 10.25646/673.

2. Fikenzer, S., Uhe, T., Lavall, D., Rudolph, U., Falz, R., Busse, M., Hepp, P., Laufs, U. Effects of surgical and FFP2/N95 face masks on cardiopulmonary exercise capacity. Clinical Research in Cardiology, 2020, Iss. 109, pp. 1522-1530. DOI: https://doi.org/10.1007/s00392-020-01704-y.

3. Lee, H. P., Wang, D. Y. Objective Assessment of Increase in Breathing Resistance of No. 95 Respirators on Human Subjects. The Annals of Occupational Hygiene, 2011, Vol. 55, Iss. 8, pp. 917–921. DOI: 10.1093/annhyg/mer065.

4. Melissant, C. F., Lammers, J. W., Demedts, M. Relationship between external resistances, lung function changes and maximal exercise capacity: European Respiratory Journal, 1998, No. 11, рp. 1369–1375. DOI: 10.1183/09031936.98.11061369.

5. Louhevaara, V. A. Physiological effects associated with the use of respiratory protective devices. A review. Scandinavian Journal of Work, Environment and Health, 1984, Vol. 10 (5), pp. 275–281. DOI: 10.5271/sjweh.2327.

6. Li, Y., Tokura, H., Guo, Y.P., Wong, A.S.W., Wong T., Chung, J., Newton, E. Effects of wearing No. 95 and surgical facemasks on heart rate, International Archives of Occupational and Environmental Health, 2005, Vol. 78, рр. 501–509. DOI: 10.1007/S00420-004-0584-4.

7. Powell, J. B., Kim, J. H., Roberge, R. J. Powered airpurifying respirator use in healthcare: Effects on thermal sensations and comfort. Journal of Occupational and Environmental Hygiene, 2017, Vol. 14, Iss. 12, pp. 947–954. DOI: 10.1080/15459624.2017.1358817.

8. Шашина Е. А., Исютина-Федоткова Т. С., Макарова В. В., Груздева О. А., Митрохин О. В. Подходы к анализу эффективности средств защиты органов дыхания как мер снижения риска нарушения здоровья во время пандемии COVID-19 // Анализ риска здоровью. – 2021. – № 1. – С. 151–158. DOI: 10.21668/health.risk/2021.1.16.

9. Chu, D. K., Akl, E. A., Duda, S., Yaacoub, S., Solo, K., Schünemann, H. J. Physical distancing, face masks and eye protection to prevent person-to-person transmission of SARSCoV-2 and COVID-19: a systematic review and meta-analysis. Lancet, 2020, Vol. 395, No. 10242, pp. 1973–1987. DOI: 10.1016/S0140-6736(20)31142-9.

10. Усенбаева З. А. Водитель – оператор сложной динамической системы // Наука и техника Казахстана. − 2010. – № 2. – С. 113–115.

11. Степанов И. С., Покровский Ю. Ю., Ломакин В. В., Москалева Ю. Г. // Влияние элементов системы «водитель–автомобиль–дорога–среда» на безопасность дорожного движения. – М.: МГТУ «МАМИ», 2011. − 171 с.

12. Васильченко А. С., Шпорт С. В., Булыгина В. Г. Психофизиологические основы деятельности водителей и безопасность дорожного движения // Российский психиатрический журнал. – 2018.– № 5. – С. 4–9. [Электронный ресурс]: http://rpj.serbsky.ru/index.php/rpj/article/view/595. Доступ 29.04.2021.

13. Скирковский С. В. Факторный анализ последствий ДТП в Гомельской области // Проблемы безопасности на транспорте: материалы X Междунар. науч.- практ. конф.: в 5 ч. – Ч. 3. / М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Бел. ж.д. Белорус. гос. ун-т трансп.; под общ. ред. Ю. И. Кулаженко. – Гомель: БелГУТ, 2020. – С. 58–60.

14. Лобанова Ю.И. О возможностях прогноза аварийности водителей // Психология. Психофизиология. – 2017. – Т. 10. – № 1. – С. 74–87. DOI: http://dx.doi.org/10.14529/psy170108.

15. Скирковский С. В., Невзорова А. Б. Влияние первичных индикаторных факторов на комплексный показатель аварийных ситуаций в городских условиях // Политранспортные системы: Материалы XI Международной научно-техн. конференции (Новосибирск, 12–13 ноября 2020 г.). – С. 767–771. [Электронный ресурс]: https://www.stu.ru/particular/get_teamwox_file.php?id=32880&ext=.pdf. Доступ 29.04.2021.

16. Пеньшин Н. В., Ушакова М. А. Причины аварийности и критерии контроля на автодорогах // Мир транспорта. – 2017. – Т. 15. − № 5. – С. 176−182. [Электронный ресурс]: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/1315. Доступ 29.04.2021.


Рецензия

Для цитирования:


Невзорова А.Б., Скирковский С.В. Лицевые маски как фактор эвентуальности изменений безопасности вождения. Мир транспорта. 2021;19(4):118-125. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-13

For citation:


Neuzorava A.B., Skirkovsky S.V. Face Masks as a Factor in Eventuality of Changes in Driving Safety. World of Transport and Transportation. 2021;19(4):118-125. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-13

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)