Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Проблемы принятия решений о реализации технологических инноваций на транспорте

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-10

Аннотация

В статье рассматриваются особенности транспорта как объекта технологических инноваций, обусловленные, с одной стороны, сервисным характером основной деятельности и спецификой инновационных процессов при транспортно-логистическом оказании услуг, а, с другой стороны, высокой капиталоёмкостью и технологической сложностью инфраструктурного транспортного комплекса, в котором сосредоточены технологические инновации.

Цель статьи – обосновать исходные предпосылки для разработки альтернативного подхода к принятию стратегических решений о развитии транспортных организаций на основе технологических инноваций, который наряду с традиционным обоснованием экономической эффективности учитывает ряд внеэкономических факторов. Методом обоснования является системный стратегический анализ, позволяющий исследовать особенности транспортного комплекса в контексте факторов внешней среды и их динамики.

Применительно к Российской Федерации масштабы территории, природно-климатическое разнообразие и неравномерность территориального распределения ресурсной и производственной базы обусловливают особую роль и место транспорта в национальной экономике, что достаточно часто приводит к необходимости принятия решений о развитии транспортного комплекса, исходя из преимущественно внеэкономических факторов (таких, как безопасность, надёжность, экологичность и др.) и на основе научно-технических, политических и социально-экономических прогнозов. В то же время практически во всех отраслях транспорта в современных российских условиях доминируют частные предприятия (с участием государства или без), работающие на принципах рентабельности, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, что приводит к противоречивости внутренних критериев принятия решений в области технологических стратегий.

Дополнительным и существенным фактором, определяющим общие направления развития транспорта, является происходящая в настоящее время смена технологической парадигмы, в основе которой лежат процессы цифровизации и цифровой трансформации транспортно-логистического бизнеса. Проблемы принятия решений о реализации технологических инноваций на транспорте, возникающие вследствие его особенностей, обусловливают потребность пересмотра подходов, поскольку экономические оценки эффективности не всегда способны отразить реальную необходимость и целесообразность выбора направлений технологического развития транспортного комплекса.

Анализ особенностей транспортно-логистической отрасли на основе обобщения универсального опыта и привлечения примеров российской практики в контексте становления новой технологической парадигмы позволяет обосновать методологию принятия стратегических решений о реализации технологических инноваций. 

Об авторах

Е. О. Кощеева
Российского университета транспорта
Россия

старший преподаватель,

Москва



С. Ю. Ляпина
Российский университет транспорта
Россия

доктор экономических наук, профессор,

Москва



Список литературы

1. Краев В. М., Ляпина С. Ю., Федотова М. А. Модель связанности территорий авиационным транспортом // Мир транспорта. − 2018. − № 5. – С. 180–191. [Электронный ресурс]: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/1528. Доступ 29.01.2021.

2. Слак Н., Чеймберс С., Джонстон Р. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент. − М.: Инфра-М, 2018. − 816 с. ISBN 978-5-16-003585-7.

3. Ляпина С. Ю., Дегтярева В. В. Проблемы формирования механизма управления воспроизводством инноваций в организациях: Монография. – М.: Спутник+, 2012. – 150 с. ISBN 978-5-9973-2130-7.

4. Федоров Е. А., Левин С. Б., Султанов Э. Ш. Контейнерный Шёлковый путь: оптимизация транзитного коридора // Мир транспорта. – 2018. – № 2. – С. 166−177. [Электронный ресурс]: https://mirtr.elpub.ru/jour/article/viewFile/1444/1720. Доступ 29.01.2021.

5. Зоидов К. Х., Медков А. А. К актуальным проблемам реализации проектов евразийских скоростных перевозок грузов // Проблемы рыночной экономики. – 2019. – № 3. – С. 54−64. [Электронный ресурс]: http://www.ipr-ras.ru/old_site/articles/2019-03-54-64-zoidov.pdf. Доступ 29.01.2021.

6. Ткаченко Т. В. Долгосрочный прогноз развития железнодорожного транспорта общего пользования в России (на период до 2030 года) // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2009. – Т. 7. – С. 268−295. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnyy-prognoz-razvitiyazheleznodorozhnogo-transporta-obschego-polzovaniya-vrossii-na-period-do-2030-goda/pdf. Доступ 29.01.2021.

7. Борискина Ю. И., Костина О. И. Развитие железнодорожного транспорта и его роль в экономике России // Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование: Материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 06 апреля 2016 года. – Нижний Новгород: Стимул-СТ, 2016. – С. 171−174. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26208230. Доступ 29.01.2021.

8. Египко М. А. Анализ развития транспортной системы Российской Федерации // Транспортное дело России. – 2017. – № 3. – С. 73−75. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29852144. Доступ 29.01.2021.

9. Смирнова В. В., Правкин С. А. Проблемы нормативно-правового обеспечения автономного (беспилотного) железнодорожного транспорта // Транспортное право и безопасность. – 2020. – № 1 (33). – С. 142−149. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42975878. Доступ 29.01.2021.

10. Малахова Т. А., Кукушкина Я. В. Перспективы развития мультимодальных перевозок в дальнем пассажирском сообщении // Транспортные системы и технологии. – 2019. – Т. 5. – № 4. – С. 16−24. [Электронный ресурс]: https://transsyst.ru/transsyst/issue/download/712/101. Доступ 29.01.2021.

11. Гончарук С. М., Лебедева Н. А. Особенности и методология проектирования этапного развития облика и мощности мультимодальной транспортной сети. − Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. − 239 с.

12. Лебедева Н. А. Формирование области эффективных альтернатив изменения облика и мощности мультимодальных транспортных узлов на основе системного подхода / Дис... канд. техн. наук. − Хабаровск, ДВГУПС, 2009. – 193 с.

13. Taleb, Nassim Nicholas. The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. New York, Random House, 2007, 401 p.

14. Барвинок В. А., Смелов В. Г., Кокарева В. В., Малыхин А. Н. Построение «умного» производства на базе аддитивных технологий // Проблемы машиностроения и автоматизации. – 2014. – № 4. – С. 142−149. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22704961. Доступ 29.01.2021.

15. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. − М.: Инфра-М, 2002. – 308 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кощеева Е.О., Ляпина С.Ю. Проблемы принятия решений о реализации технологических инноваций на транспорте. Мир транспорта. 2021;19(4):92-101. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-10

For citation:


Koshcheeva E.O., Lyapina S.Yu. Problems of Decision-Making in Implementation of Technological Innovations in Transport Industry. World of Transport and Transportation. 2021;19(4):92-101. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-10

Просмотров: 303


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)