Методические основы расширенного воспроизводства автотранспортных средств
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-6
Аннотация
В настоящее время российские перевозчики грузов в международном автомобильном сообщении не обладают достаточным потенциалом для успешной конкуренции с их иностранными партнёрами. Основными причинами такого положения являются значительная изношенность парка автомобилей и несоответствие его современным экологическим требованиям, недостаток собственных средств для своевременной реновации и развития автотранспортного парка, а также системное отставание в развитии технологий перевозок и их логистического сопровождения.
Цель статьи – обосновать рациональные меры для решения проблемы расширенного воспроизводства автомобильного подвижного состава, используемого при перевозках грузов в международном сообщении. Методология, использованная при подготовке статьи, основана на использовании общенаучных методов в сочетании со специальными методами, включавшими анализ статистических данных о перевозках грузов в международном автомобильном сообщении, сравнительный анализ состояния парка автомобилей российских перевозчиков с учётом основных условий и эксплуатационных характеристик, классификацию парка грузовых автомобилей на основе типизации их эксплуатационных характеристик с последующим подразделением этого парка на три основные группы, обзорный анализ и бенчмаркинг зарубежного опыта эксплуатации и перспективного развития парка подвижного состава, анализ экономических и правовых возможностей привлечения средств для воспроизводства парка подвижного состава.
В статье рассмотрены и изучены: а) актуальность решения проблемы расширенного воспроизводства парка автотранспортных средств, используемых российскими перевозчиками в международном сообщении; б) зарубежный опыт и тенденции развития парка подвижного состава, используемого для международных перевозок грузов; в) основные направления обеспечения экономических возможностей перехода к расширенному воспроизводству транспортных средств; г) анализ правовых возможностей государственной поддержки расширенного воспроизводства автотранспортного парка российских перевозчиков в международном грузовом сообщении, в том числе за счёт применения государственно-частного партнёрства.
На основе результатов исследования разработаны предложения, направленные на обеспечение расширенного воспроизводства парка транспортных средств и повышение эффективности работы перевозчиков в международном автомобильном сообщении.
Об авторах
О. Ю. МатанцеваРоссия
доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, заместитель генерального директора по научной работе,
Москва
И. С. Казанцев
Россия
аспирант,
Москва
М. А. Низов
Россия
советник генерального директора,
Москва
И. В. Спирин
Россия
доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник,
Москва
Список литературы
1. McKinnon, A. C. Freight Transport in a Low Carbon World: Assessing Opportunities for Cutting Emissions. Transport Research News, November–December 2016, Iss. 306, pp. 8−15. [Электронный ресурс]: http://onlinepubs.trb.org/onlinepubs/trnews/trnews306feature.pdf. Доступ 26.08.2021.
2. Ku, Donggyun; Bencekri, Madiha; Kim, Jooyoung; Lee, Shinhae; Lee, Seungjae. Review of European Low Emission Zone Policy. Chemical Engineering Transactions, 2020, Vol. 78, pp. 241−246. DOI: 10.3303/CET2078041.
3. Amundsen, A. H., Sundvor, I. Low Emission Zones in Europe: Requirement, Enforcement and Air Quality. Institute of Transport Economics. Norwegian Centre for Transport Research. Norway, Oslo, 2018, 88 p. ISBN 2535- 5104. [Электронный ресурс]: https://www.toi.no/getfile.php?mmfileid=49204. Доступ 26.08.2021.
4. Muncrief, R., Sharpe, B. Overview of the heavy-duty vehicle market and CO2 emissions in the European Union. International Council on Clean Transportation, Working Paper 2015-6, 14 p. [Электронный ресурс]: https://theicct.org/sites/default/files/publications/ICCT_EU-HDV_mktanalysis_201512.pdf. Доступ 26.08.2021.
5. Sharpe, B., Muncrief, R. Literature review: Real-world fuel consumption of heavy-duty vehicles in the United States, China, and the European Union. International Council on Clean Transportation, Working Paper 2015-1, 30 p. [Электронный ресурс]: https://theicct.org/sites/default/files/publications/ICCT_HDV_FC_lit-review_20150209.pdf. Доступ 26.08.2021.
6. Hill, N., Finnegan, S., Norris, J., Brannigan, Ch., Wynn, D., Baker, H., Skinner, I. Reduction and Testing of Greenhouse Gas (GHG) Emissions from Heavy Duty Vehicles – Lot 1: Strategy. European Commission – DG Climate Action, ED46904 Final Report 2011, Issue Number 4, 309 p. [Электронный ресурс]: https://ec.europa.eu/clima/system/files/2016-11/ec_hdv_ghg_strategy_en.pdf. Доступ 26.08.2021.
7. Lajunen, A. Fuel economy analysis of conventional and hybrid heavy vehicle combinations over real-world operating routes. Transportation Research Part D Transport and Environment, August 2014, pp. 70–84. DOI: 10.1016/j.trd.2014.05.023.
8. Thiruvengadam, A. [et al]. Heavy-vehicle diesel engine efficiency evaluation and energy audit. Center for Alternative Fuels, Engines & Emissions. West Virginia University, 2014, Final report, 62 p. [Электронный ресурс]: https://theicct.org/publications/heavy-duty-vehicle-diesel-engine-efficiencyevaluation-and-energy-audit. Доступ 26.08.2021.
9. Tsugawa, S., Jeschke, S., Shladover, S. A Review of Truck Platooning Projects for Energy Savings. IEEE Transactions on Intelligent Vehicles, March 2016, Vol. 1 (1), pp. 1-1. DOI: 10.1109/TIV.2016.2577499.
10. Спирин И. В., Матанцева О. Ю., Богумил В. Н. Реновация подвижного состава: муниципальный лизинг и финансирование обновления // Мир транспорта. – 2019. − Т. 17. – № 1. − С. 128–140. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-1-128-141.
11. Шейн Д. А. Организация эффективного воспроизводства основных фондов в вертикально-интегрированных компаниях / Автореферат дис... канд. экон. наук. − Нижний Новгород: Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2008. – 26 с. [Электронный ресурс]: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004161990.pdf. Доступ 26.08.2021.
12. Бабаев Т. С. Экономическое обоснование программы обновления подвижного состава грузовой транспортной компании / Автореферат дис... канд. экон. наук. − М.: МИИТ, 2011. – 24 с. [Электронный ресурс]: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004941551.pdf. Доступ 26.08.2021.
13. Каштанов Д. Ю. Исследование экономической эффективности механизмов обновления парка подвижного состава / Автореферат дис... канд. экон. наук. − М.: Гос. ун-т упр., 2004. − 23 с. [Электронный ресурс]: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002800378.pdf. Доступ 26.08.2021.
14. Филин А. Е. Экономическая оценка эффективности обновления подвижного состава с использованием лизинга / Автореферат дис... канд. экон. наук. − М.: МИИТ, 2003. − 24 с. [Электронный ресурс]: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01002334364?page=1&rotate=0&theme=white. Доступ 26.08.2021.
15. Титов И. В. Совершенствование экономических методов управления пассажирской автотранспортной организацией / Автореферат дис... канд. экон. наук. − М.: МАДИ, 2012. – 26 с. [Электронный ресурс]: https://newdisser.ru/_avtoreferats/01005520746.pdf. Доступ 26.08.2021.
16. Матанцева О. Ю., Казанцев И. С. Проблемы воспроизводства основных производственных фондов в автомобильном транспорте // Наука и социум: материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (02 декабря 2020 года). – 2020. – С. 102−108. [Электронный ресурс]: http://innclub.info/archives/19742/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2. Доступ 26.08.2021.
17. Матанцева О. Ю., Титов И. В. Научно-методические основы выбора источников инвестиций для обновления транспортных средств на пассажирском транспорте общего пользования // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). − 2012. − № 2 (29). – С. 70−75. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17724923. Доступ 26.08.2021.
18. Завьялов Д. В., Сагинова О. В., Смотрицкая И. И., Спирин И. В., Завьялова Н. Б. и др. Развитие форм государственного предпринимательства в российской экономике: Монография / Под ред. Д. В. Завьялова и О. В. Сагиновой. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. – 196 с. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28356500. Доступ 26.08.2021.
19. Белухин В. В. О роли государства в модернизации инфраструктуры российской экономики // Теория и практика общественного развития. – 2014. − С. 92−96. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22377510. Доступ 26.08.2021.
20. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнёрство. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – С. 31−81. [Электронный ресурс]: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2009/09053.pdf. Доступ 26.08.2021.
21. Савосина М. И. Оценка эффективности устойчивого развития транспорта // Мир транспорта. – 2020. − Т. 18. – № 2. – С. 50–66. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-50-66.
Рецензия
Для цитирования:
Матанцева О.Ю., Казанцев И.С., Низов М.А., Спирин И.В. Методические основы расширенного воспроизводства автотранспортных средств. Мир транспорта. 2021;19(4):48-61. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-6
For citation:
Matantseva O.Yu., Kazantsev I.S., Nizov M.A., Spirin I.V. Methodological Foundations of Renewal and Expansion of Car Fleet. World of Transport and Transportation. 2021;19(4):48-61. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-6