Исследование склонности к риску среди водителей легковых автомобилей в возрасте 18–25 лет
https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-3-10
Аннотация
Применительно к Российской Федерации и при сопоставлении с другими странами рассматривается универсальная проблема влияния на дорожно-транспортную аварийность особенностей поведения неопытных молодых водителей.
В Российской Федерации в последние годы наблюдается снижение общего числа ДТП и погибших в них. Это говорит об эффективной профилактической работе ГИБДД и других, связанных с этим служб, но при этом всё равно сохраняется довольно большое количество автомобильных аварий.
Одной из проблем является высокая доля ДТП среди неопытных молодых водителей. По данным исследований, проведённых в различных странах, особенно велика вероятность дорожно-транспортных происшествий в первый год после получения водительского удостоверения. Подавляющее большинство водителей-виновников ДТП, имеющих стаж управления транспортным средством менее полугода, относятся к возрастной категории 18–25 лет. Одной из основных причин, влияющих на повышенную вероятность ДТП, является их чрезмерная склонность к риску.
Очевидно, что рискованное вождение свойственно молодому возрасту, который влияет и на эксплуатацию автомобиля. Готовность к риску находится в прямой зависимости с количеством допускаемых ошибок, что значительно повышает вероятность возникновения ДТП.
Цель работы – оценка склонности к риску среди водителей в возрасте 18–25 лет. Методы исследования включали проведение анкетирования молодых людей указанного возраста и анализ полученных результатов. Полученные в ходе анкетирования цифры говорят о том, что большинство опрошенных (82 %) имеют «средний уровень склонности к риску». Но «рискованных водителей» тоже достаточно много (15 %). Причём, эти 15 %, находятся в самой юной возрастной группе от 18 до 21 года.
По результатам работы предлагается: во время обучения в автошколе будущему водителю получать не только теоретические знания и практические уроки вождения, но и проходить психологический анализ для определения его приспособленности к участию в дорожном движении; ввести в Правила дорожного движения определённые ограничения «для молодых и начинающих водителей». Следует ограничить разрешённую мощность автомобиля и допустимую скорость (введение повышающего коэффициента для штрафов за превышение скорости), запретить использование машины в тёмное время суток и в сложных дорожных условиях, перевозку пассажиров.
Об авторе
А. В. ПоповРоссия
старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта Волжского политехнического института (филиал)
Волжский
Список литературы
1. Попов А. В. Дорожно-транспортные происшествия. Проблемы высокой аварийности в Российской Федерации: Монография; ВПИ (филиал) ФГБОУ ВО ВолгГТУ. – Волгоград, 2020. – 273 с.
2. Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization, 2018. Licence: CC BYNC-SA 3.0 IGO. [Электронный ресурс]: https://www.who.int/publications/i/item/9789241565684. Доступ 10.03.2021.
3. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 280 с.
4. Besharati, M. M., Tavakoli Kashani, A. Factors contributing to intercity commercial bus drivers’ crash involvement risk. Archives of Environmental & Occupational Health, 2017, Vol. 73, Iss. 4, pp. 243–250. DOI: 10.1080/19338244.2017.1306478.
5. Fergusson, D., Swain-Campbell, N., Horwood, J. Risky driving behaviour in young people: prevalence, personal characteristics and traffic accidents. Australian and New Zealand Journal of Public Health, 2003, Vol. 27, Iss. 3, pp. 337–342. DOI: 10.1111/j.1467-842x.2003.tb00404.x.
6. Jonah, B. A. Accident risk and risk-taking behaviour among young drivers. Accident Analysis & Prevention, 1986, Vol. 18, Iss. 4, pp. 255–71. DOI: 10.1016/0001-4575(86)90041-2.
7. Williams, A. F. Teenage drivers: patterns of risk. Journal of Safety Research. 2003, Vol. 34, Iss. 1, pp. 5–15. DOI: 10.1016/S0022-4375(02)00075-0.
8. Gardner, M., Steinberg, L. Peer Influence on Risk Taking, Risk Preference, and Risky Decision Making in Adolescence and Adulthood: An Experimental Study. Developmental Psychology, 2005, Vol. 41 (4), pp. 625–635. DOI: 10.1037/0012-1649.41.4.625.
9. Steinberg, L. Risk taking in adolescence: What changes, and why? Annals of the New York Academy of Sciences, 2004, Vol. 1021 (1), pp. 51–58. DOI: 10.1196/annals.1308.005.
10. Hu, Tian-Yi; Xie, Xiaofei; Li, Jie. Negative or positive? The effect of emotion and mood on risky driving. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 2013, Vol. 16, pp. 29–40. DOI: 10.1016/j.trf.2012.08.009.
11. Dula, C. S., Ballard, M. E. Development and Evaluation of a Measure of Dangerous, Aggressive, Negative Emotional, and Risky Driving. Journal of Applied Social Psychology, 2003, Vol. 33, Iss. 2, pp. 263–282. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2003.tb01896.x.
12. Williams, A. F. An Assessment of Graduated Licensing Legislation. In: Proceedings of the 47th Association for the Advancement of Automotive Medicine (AAAM) conference, Lisbon, Portugal, 22–24 September 2003. Washington, DC, Annual proceedings / Association for the Advancement of Automotive Medicine. Association for the Advancement of Automotive Medicine, 2003, Vol. 47, pp. 533–535. [Электронный ресурс]: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3217529/. Доступ 10.03.2021.
13. Williams, A. F., Ferguson, S. A. Rationale for graduated licensing and the risks it should address. Injury Prevention, 2002, Vol. 8, pp. 9–16. DOI: 10.1136/ip.8.suppl_2.ii9.
14. Shope, J. T., Molnar, L. J. Graduated driver licensing in the United States: evaluation results from the early programs. Journal of Safety Research, 2003, Vol. 34, Iss. 1, pp. 63–69. DOI: 10.1016/S0022–4375(02)00080–4.
15. West, R., Hall, J. The Role of Personality and Attitudes in Traffic Accident Risk. Applied Psychology, 2008, Vol. 46, Iss. 3, pp. 253–264. DOI: 10.1111/j.1464-0597.1997.tb01229.x.
16. Жирков Р. А., Кубдашева Н. К. Склонность к риску водителей // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. – 2012. – Т. 5. – № 2 (89). – С.62–64. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=17357332. Доступ 10.03.2021.
17. Неклюдова В. В. Склонность к риску как фактор формирования модели поведения водителя // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57–5. – С. 356–362. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=30754180. Доступ 10.03.2021.
18. Попов А. В., Гончаревич Д. В., Соколов Р. О. Проблемы молодёжной аварийности // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 5. – C. 14–17.
Рецензия
Для цитирования:
Попов А.В. Исследование склонности к риску среди водителей легковых автомобилей в возрасте 18–25 лет. Мир транспорта. 2021;19(3):96-102. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-3-10
For citation:
Popov A.V. Study on Risk Tolerance of Passenger Car Drivers Aged 18–25. World of Transport and Transportation. 2021;19(3):96-102. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-3-10