Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Исследование склонности к риску среди водителей легковых автомобилей в возрасте 18–25 лет

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-3-10

Аннотация

Применительно к Российской Федерации и при сопоставлении с другими странами рассматривается универсальная проблема влияния на дорожно-транспортную аварийность особенностей поведения неопытных молодых водителей.
В Российской Федерации в последние годы наблюдается снижение общего числа ДТП и погибших в них. Это говорит об эффективной профилактической работе ГИБДД и других, связанных с этим служб, но при этом всё равно сохраняется довольно большое количество автомобильных аварий.
Одной из проблем является высокая доля ДТП среди неопытных молодых водителей. По данным исследований, проведённых в различных странах, особенно велика вероятность дорожно-транспортных происшествий в первый год после получения водительского удостоверения. Подавляющее большинство водителей-виновников ДТП, имеющих стаж управления транспортным средством менее полугода, относятся к возрастной категории 18–25 лет. Одной из основных причин, влияющих на повышенную вероятность ДТП, является их чрезмерная склонность к риску.
Очевидно, что рискованное вождение свойственно молодому возрасту, который влияет и на эксплуатацию автомобиля. Готовность к риску находится в прямой зависимости с количеством допускаемых ошибок, что значительно повышает вероятность возникновения ДТП.
Цель работы – оценка склонности к риску среди водителей в возрасте 18–25 лет. Методы исследования включали проведение анкетирования молодых людей указанного возраста и анализ полученных результатов. Полученные в ходе анкетирования цифры говорят о том, что большинство опрошенных (82 %) имеют «средний уровень склонности к риску». Но «рискованных водителей» тоже достаточно много (15 %). Причём, эти 15 %, находятся в самой юной возрастной группе от 18 до 21 года.
По результатам работы предлагается: во время обучения в автошколе будущему водителю получать не только теоретические знания и практические уроки вождения, но и проходить психологический анализ для определения его приспособленности к участию в дорожном движении; ввести в Правила дорожного движения определённые ограничения «для молодых и начинающих водителей». Следует ограничить разрешённую мощность автомобиля и допустимую скорость (введение повышающего коэффициента для штрафов за превышение скорости), запретить использование машины в тёмное время суток и в сложных дорожных условиях, перевозку пассажиров.

Об авторе

А. В. Попов
Волгоградский государственный технический университет
Россия

 старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта Волжского политехнического института (филиал) 

Волжский 



Список литературы

1. Попов А. В. Дорожно-транспортные происшествия. Проблемы высокой аварийности в Российской Федерации: Монография; ВПИ (филиал) ФГБОУ ВО ВолгГТУ. – Волгоград, 2020. – 273 с.

2. Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization, 2018. Licence: CC BYNC-SA 3.0 IGO. [Электронный ресурс]: https://www.who.int/publications/i/item/9789241565684. Доступ 10.03.2021.

3. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 280 с.

4. Besharati, M. M., Tavakoli Kashani, A. Factors contributing to intercity commercial bus drivers’ crash involvement risk. Archives of Environmental & Occupational Health, 2017, Vol. 73, Iss. 4, pp. 243–250. DOI: 10.1080/19338244.2017.1306478.

5. Fergusson, D., Swain-Campbell, N., Horwood, J. Risky driving behaviour in young people: prevalence, personal characteristics and traffic accidents. Australian and New Zealand Journal of Public Health, 2003, Vol. 27, Iss. 3, pp. 337–342. DOI: 10.1111/j.1467-842x.2003.tb00404.x.

6. Jonah, B. A. Accident risk and risk-taking behaviour among young drivers. Accident Analysis & Prevention, 1986, Vol. 18, Iss. 4, pp. 255–71. DOI: 10.1016/0001-4575(86)90041-2.

7. Williams, A. F. Teenage drivers: patterns of risk. Journal of Safety Research. 2003, Vol. 34, Iss. 1, pp. 5–15. DOI: 10.1016/S0022-4375(02)00075-0.

8. Gardner, M., Steinberg, L. Peer Influence on Risk Taking, Risk Preference, and Risky Decision Making in Adolescence and Adulthood: An Experimental Study. Developmental Psychology, 2005, Vol. 41 (4), pp. 625–635. DOI: 10.1037/0012-1649.41.4.625.

9. Steinberg, L. Risk taking in adolescence: What changes, and why? Annals of the New York Academy of Sciences, 2004, Vol. 1021 (1), pp. 51–58. DOI: 10.1196/annals.1308.005.

10. Hu, Tian-Yi; Xie, Xiaofei; Li, Jie. Negative or positive? The effect of emotion and mood on risky driving. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 2013, Vol. 16, pp. 29–40. DOI: 10.1016/j.trf.2012.08.009.

11. Dula, C. S., Ballard, M. E. Development and Evaluation of a Measure of Dangerous, Aggressive, Negative Emotional, and Risky Driving. Journal of Applied Social Psychology, 2003, Vol. 33, Iss. 2, pp. 263–282. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2003.tb01896.x.

12. Williams, A. F. An Assessment of Graduated Licensing Legislation. In: Proceedings of the 47th Association for the Advancement of Automotive Medicine (AAAM) conference, Lisbon, Portugal, 22–24 September 2003. Washington, DC, Annual proceedings / Association for the Advancement of Automotive Medicine. Association for the Advancement of Automotive Medicine, 2003, Vol. 47, pp. 533–535. [Электронный ресурс]: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3217529/. Доступ 10.03.2021.

13. Williams, A. F., Ferguson, S. A. Rationale for graduated licensing and the risks it should address. Injury Prevention, 2002, Vol. 8, pp. 9–16. DOI: 10.1136/ip.8.suppl_2.ii9.

14. Shope, J. T., Molnar, L. J. Graduated driver licensing in the United States: evaluation results from the early programs. Journal of Safety Research, 2003, Vol. 34, Iss. 1, pp. 63–69. DOI: 10.1016/S0022–4375(02)00080–4.

15. West, R., Hall, J. The Role of Personality and Attitudes in Traffic Accident Risk. Applied Psychology, 2008, Vol. 46, Iss. 3, pp. 253–264. DOI: 10.1111/j.1464-0597.1997.tb01229.x.

16. Жирков Р. А., Кубдашева Н. К. Склонность к риску водителей // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. – 2012. – Т. 5. – № 2 (89). – С.62–64. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=17357332. Доступ 10.03.2021.

17. Неклюдова В. В. Склонность к риску как фактор формирования модели поведения водителя // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57–5. – С. 356–362. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=30754180. Доступ 10.03.2021.

18. Попов А. В., Гончаревич Д. В., Соколов Р. О. Проблемы молодёжной аварийности // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 5. – C. 14–17.


Рецензия

Для цитирования:


Попов А.В. Исследование склонности к риску среди водителей легковых автомобилей в возрасте 18–25 лет. Мир транспорта. 2021;19(3):96-102. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-3-10

For citation:


Popov A.V. Study on Risk Tolerance of Passenger Car Drivers Aged 18–25. World of Transport and Transportation. 2021;19(3):96-102. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-3-10

Просмотров: 325


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)