Preview

Мир транспорта

Расширенный поиск

Неопределённость будущего как фундаментальная проблема долгосрочного развития транспорта

https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-06-19

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы долгосрочного развития транспорта в условиях неопределённости, являющейся фундаментальной характеристикой условий человеческой деятельности.
Цели – раскрыть специфику «эффекта колеи» в сфере транспорта, показать фундаментальный характер проблемы неопределённости человеческой деятельности и её особую значимость для развития транспорта, предложить методологическую основу для
смягчения проблемы неопределённости при долгосрочном развитии транспорта.
В рамках реализации поставленных целей с использованием исторического анализа показано, что развитие транспортных систем формирует специфическую разновидность «эффекта колеи», оказывая существенное долгосрочное влияние на будущее не только самого транспорта, но и других отраслей экономики, на развитие демографических и иных общественных процессов.
Размещение населения, развитие производственных мощностей, выбор мест отдыха приспосабливаются к сложившейся транспортной сети.
Принятые решения по размещению объектов транспортной инфраструктуры, формированию конфигурации транспортных сетей, использованию тех или иных вариантов технических решений оказывают весьма существенное влияние и на будущее самого транспорта.
Отмечено, что в связи с этим желательно уменьшить неопределённость будущего транспорта. Неопределённость – это не абсолютная неизвестность. Хотя будущее нельзя предугадать точно, его можно предсказывать с некоторой вероятностью. Необходимо, в полной мере понимая невозможность достижения полной определённости в прогнозировании будущего, хотя бы на качественном уровне оценивать вероятность этих прогнозов, стремиться к её повышению и осуществлять развитие транспортных систем с учётом большей или меньшей вероятности тех или иных прогнозов.
Для этого рекомендуется использовать логико-аналитический метод в качестве основы прогнозирования долгосрочного развития, выявлять и принимать во внимание как долгосрочные тенденции развития транспорта, так и, с помощью форсайта и предиктивной аналитики, – новые, только зарождающиеся тенденции. При этом важным условием является возможность выработки и реализации различных альтернатив в качестве реакции на возникающие вызовы, что требует развития конкурентной и инновационной среды как в сфере транспорта, так и в смежных сферах экономической деятельности. 

Об авторе

Д. А. Мачерет
Российский университет транспорта
Россия

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики транспортной инфраструктуры и управления строительным бизнесом

Москва



Список литературы

1. Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. И. В. Белова. – М.: 1989. – 351 с.

2. Лапидус Б. М. О вкладе ОАО «РЖД» в формирование ВВП страны и экономических задачах компании в условиях тарифных ограничений // Вестник ВНИИЖТ. – 2014. – № 1. – С. 3–7.

3. Мачерет Д. А. Об экономических проблемах развития транспортной инфраструктуры // Мир транспорта. – 2011. – № 3. – С. 76–83.

4. Аузан А. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 160 с.

5. Мачерет Д. А. Транспортный фактор в эпоху древних цивилизаций // Мир транспорта. – 2014. – № 2. – С. 230–241.

6. Мачерет Д. А. Социально-экономическая роль транспорта в Средние века // Мир транспорта. – 2015. – № 2. – С. 228–237.

7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 560 с.

8. Мачерет Д. А. Социально-экономическая оценка транспорта на основе исторических сравнений // Мир транспорта. – 2016. – № 1. – С. 256–271.

9. Мачерет Д. А. Экономические записки об отечественных железных дорогах // Отечественные записки. – 2013. – № 3. – С. 162–176.

10. Ротбард М. К новой свободе: Либертарианский манифест: Пер. с англ. – М.: Новое издательство, 2009. – 398 с.

11. Fogel, R. W. Notes on the social saving controversy. Journal of Economic History, 1979, Vol. 39, No. 1, pp. 1–55.

12. Fogel, R. W. Railroads and american economic growth: essays in econometric history. John Hopkins University Press, 1964, 296 p.

13. Мачерет Д. А. Экономика «пробки» // Мир транспорта. – 2014. – № 3. – С. 64–75.

14. Мачерет Д. А. Временной мультипликатор на транспорте // Мир транспорта. – 2015. – № 3. – С. 102–107.

15. INRIX global traffic scorecard. [Электронный ресурс: http://inrix.com/scorecard/. Доступ 13.02.2019.]

16. Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993. – 200 с.

17. Мачерет Д. А., Кудрявцева А. В., Ледней А. Ю., Чернигина И. А. Общий технико-экономический курс железных дорог. – М.: МИИТ, 2017. – 364 с.

18. Лапидус Б. М. Опережающее развитие железнодорожного транспорта – выбор времени // Бюллетень Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». – 2018. – № 5–6. – С. 1–16.

19. Доббин Ф. Формирование промышленной политики: Соединённые Штаты, Великобритания и Франция в период становления железнодорожной отрасли: Пер. с англ. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – 368 с.

20. Хайек Ф. А. фон. Конституция свободы: Пер. с англ. – М.: Новое издательство, 2018. – 528 с.

21. Мау В. А. Революция: механизмы, предпосылки и последствия радикальных общественных трансформаций. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. – 368 с.

22. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории: Пер. с англ. – Челябинск: Социум, 2008. – 878 с.

23. Мачерет Д. А. Методологические проблемы экономических исследований на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. – 2015. – № 3. – С. 12–26.

24. Мачерет Д. А. Вектор развития экономической науки на транспорте // Транспорт Российской Федерации. – 2017. – № 2. – С. 27–33.

25. Мачерет Д. А. Транспортная составляющая хозяйственной системы: логический прогноз // Мир транспорта. – 2003. – № 4. – С. 82–86.

26. Мачерет Д. А. Анализ долгосрочной динамики скоростей в грузовом движении // Железнодорожный транспорт. – 2012. – № 5. – С. 66–71.

27. Мачерет Д. А. Экономическое значение, тенденции и перспективы повышения скоростей движения на железнодорожном транспорте // Бюллетень Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». – 2013. – № 2. – С. 13–23.

28. Мачерет Д. А. Рост дальности грузовых перевозок – фундаментальная тенденция экономического развития // Экономика железных дорог. – 2015. – № 8. – С. 14–23.

29. Третьяк В. П. Инновации и форсайт / Концептуальные проблемы экономики и управления на транспорте: взгляд в будущее // Труды национальной научно-практической конференции. – М.: РУТ (МИИТ), 2018. – С. 26–32.

30. Мачерет Д. А., Валеев Н. А. Научный инструментарий предиктивного управления эффективностью железнодорожного транспорта // Вестник ВНИИЖТ. – 2018. – № 2. – С. 84–91.

31. Кудрявцева А. В. Социально-экономические перспективы транспортных инноваций // Транспорт Российской Федерации. – 2017. – № 2. – С. 34–39.

32. Кудрявцева А. В. Методология оценки социально-экономической перспективности транспортных инноваций // Экономика железных дорог. –2017. – № 4. – С. 62–68.

33. Гурьев А. И. Конкуренция как фантастика // Вектор транспорта. – 2014. – № 1. – С. 10–13.

34. Мачерет Д. А. Сущность конкуренции и ключевые условия её развития на транспортной инфраструктуре // Вектор транспорта. – 2014. – № 1. – С. 18–21.

35. Распоряжение Правительства от 30 сентября 2018 г. № 2101-р / Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71975292/. Доступ 22.10.2018.

36. Марш П. Новая промышленная революция. Потребители, глобализация и конец массового производства: Пер. с англ. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. – 420 с.

37. Мачерет Д. А., Рышков А. В. Проявление закона убывающей отдачи в условиях ограничения развития железнодорожной инфраструктуры // Экономика железных дорог. – 2014. – № 7. – С. 12–21.

38. Мачерет Д. А. О законе опережающего развития транспортной инфраструктуры // Экономика железных дорог. – 2018. – № 7. – С. 14–19.

39. Измайкова А. В. Волны инновационного развития железных дорог // Мир транспорта. – 2015. – № 5. – С. 26–38.

40. Лапидус Б. М. Об условиях и трендах эволюции транспорта и научно-технических задачах по созданию вакуумно-левитационных транспортных систем // Бюллетень Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». – 2016. – № 4. – С. 1–17.


Рецензия

Для цитирования:


Мачерет Д.А. Неопределённость будущего как фундаментальная проблема долгосрочного развития транспорта. Мир транспорта. 2019;17(6):6-19. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-06-19

For citation:


Macheret D.A. Uncertainty of the Future as a Fundamental Problem of the Long-Term Development of Transport. World of Transport and Transportation. 2019;17(6):6-19. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-06-19

Просмотров: 477


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-3252 (Print)